Геральдика сегодня
URL - http://sovet.geraldika.ru/print/5772

КИРИЛИН Алексей Евгеньевич, Рязань (2000)

[ 18.01.2004 ] // Открытый Гербовник

КИРИЛИН Алексей Евгеньевич, Рязань (2000)ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ (блазон):
В рассеченном серебряном и червленом (красном) поле сообращенные и восстающие: справа - лазоревый (синий, голубой), с червлеными глазами и пастью и с черными зубами и когтями смятенный крылатый змей; слева - поражающий змея рогом в пасть и передними лапами в грудь серебряный, с червлеными глазами и языком, единорог.

Герб принят в 2000 году.

Автор-составитель и художник герба – Михаил Шелковенко.

»» Смотреть другие работы Михаила Шелковенко
»» Обратиться к художнику

* * *

Михаил Шелковенко

Первый личный герб в Рязани

Серебряный единорог, поражающий лазоревого дракона в рассеченном серебряном и червленом щите, под золотой зубчатой короной с девятью жемчужинами. Эта эмблема стала давно знакома всем любителям рязанского «Русского» пива, а значит, большинству его взрослого населения. Знакома настолько, что никто уже, наверное, не задается вопросом: откуда она и что значит?..

Из глубины древности пришел к нам единорог – фантастическое и неуловимое создание. Его образ кажется то вполне понятным, осязаемым, то вдруг ускользает, как ртуть между пальцев. Недаром у средневековых алхимиков единорог символизировал ртуть, с помощью которой они очищали золото и пытались создать «философский камень». Этот свирепый, неукротимый и грациозный зверь, имеющий тело и голову лошади, мохнатые, с раздвоенными копытами, ноги антилопы, хвост льва, козлиную бородку и длинный витой рог посредине лба, являлся излюбленной эмблемой в средневековых легендах и сказаниях. На нем ездили волшебники, своим рогом они убивали все, что попадалось ему навстречу, и только непорочная дева могла укротить его и сделать ручным. Это свойство – очевидная ссылка на то, что в античности единорог ассоциировался с культом девственной богини Луны и охоты Артемидой (Дианой).

У средневековых рыцарей единорог символизировал добродетель чистой любви и способность целомудренной женщины смирить и направить на благие цели «рог страсти». Поэтому он стал также особенным символом женской чистоты и добродетели. Популярным было изображение единорога, сидящего у ног девы, склонив ей голову на колени.

В христианской культуре образ единорога оказался связан с образом Девы Марии и с Воплощением Христа. По преданиям вся сила единорога сосредоточена в его роге, настолько остром, что любой может порезаться, только прикоснувшись к его кончику. В российских «Физиологах» и «Азбуковниках» XVI – XVII веков единорог (Инрог) описывается так: «Зверь подобен есть коню, страшен и непобедим, в роге имать всю силу». Этот рог, имевший в языческих и античных культурах очевидное фаллическое значение, в христианстве обрел совсем иной смысл. Рогу единорога приписывалась волшебная сила очищать все, к чему он прикасался. Считалось, что, размешав воду крестообразным движением рога, он может очистить его от змеиного яда. Поэтому растолченный в порошок «рог единорога» включался в средневековые медицинские рецепты и до конца XVII века продавался аптекарями как противоядие. Символизм рога, тождественный символизму копья и фаллоса, в сочетании с волшебной силой очищения, сделали единорога поэтическим символом проникновения, особенно – тайны зачатия Христа в девственном чреве Марии. Средневековые бестиарии пишут: «Господь наш Иисус Христос, единорог духовный, снизошел в утробу Девы». Оттого в христианском искусстве единорог является аллегорией Христа, соединяя в себе целомудрие, чистоту, силу и добродетель. Поскольку Христос «воздвиг рог спасения нам» (Евангелие от Луки, 1:69), рог стал также символом спасительного креста.

В России изображение этого сказочного существа одно время даже конкурировало с московским «ездецом» за право быть государственной эмблемой. На малой печати Иоанна Грозного единорог помещен вместе с двуглавым орлом, а на большой государственной печати он изображен в щитке на груди орла, в окружении эмблем царств и княжеств. Историк В.Н. Татищев утверждал, что единорог был собственной эмблемой Грозного. А английский торговец Дж. Горсей сообщал в своих «Записках о России», что царь показывал ему в своей сокровищнице жезл, усыпанный драгоценными камнями и сделанный (якобы) из рога единорога. Достоверно известно, что Грозный печатал знаком единорога личную переписку. Встречался он и на печатях Бориса Годунова, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых. На многих памятниках XVI – XVII веков встречается фигура двуглавого орла в окружении символических животных: льва, дракона, грифа и единорога.

Хотя единорог и считается символом, имеющим сугубо европейское происхождение, но и в Древнем Китае встречается схожее существо, Кай-Линь, которое вместе с тремя другими фантастическими животными – драконом, фениксом и черепахой – является знаком доброго предзнаменования. Здесь он символ мудрости, счастья иметь детей (особенно сыновей) и кротости, ибо он никогда не растаптывает живое существо и растущую траву. Его рог символизирует интеллект.

Изображение единорога можно встретить и на одном из древних персидских рельефов, где он предстает в виде свирепого чудовища, которое в единоборстве поражается царем. Так что не все так очевидно с происхождением этого фантастического существа. Сам же рельеф до некоторой степени послужил прообразом для эмблемы, о которой мы сегодня ведем разговор.

Одним из самых сложных, противоречивых и широко трактуемых символов является дракон.

Строго говоря, восточный дракон и дракон европейский, западный схожи только по внешнему облику и по присущей им первобытной стихийной мощи. А на самом деле – это два совершенно различных существа, и наделены они прямо противоположными свойствами. Если на Востоке дракон является знаком созидательных сил, благоприятствующих человеку, то на Западе он оказался главным образом силой разрушительной, символом зла. Вот уж где уместно вспомнить слова Р. Киплинга: «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и вместе им не сойтись».

В Древнем Китае, Японии, Корее дракон представлялся воплощением сверхъестественных сил, не подвластных людям и не ограниченных моральными принципами. Но, несмотря на всю свою неукротимость и непредсказуемость, он являлся, скорее, благожелательным к человеку существом, повелителем дождя, рек и морей, подателем жизненных благ и символом счастья. Обычно дракон изображался среди облаков, с телом змеи, лапами тигра и небольшими крыльями. Вышитый на одеждах извивающийся дракон символически изображал созидательные ритмы природных элементов, особенно – несущую дождь грозу.

Согласно представлениям древних, именно небо является хранилищем воды, откуда она изливается на землю в виде животворного дождя, неся ей плодородие и изобилие. Любопытно, что и у индейцев Центральной Америки повелителем дождя считался схожий с «крылатой змеей» - драконом – Пернатый Змей Кецалькоатль.

В народных китайских представлениях дракон – это не только символ плодородия, но также символ силы и величия. Иероглиф «РЮ», означающий его имя, одновременно обозначает также силу, энергию, способности и цельную натуру. В прошлом Золотой дракон был эмблемой императорской семьи, и по сей день он считается национальным символом Китая. Вышитый на церемониальных одеждах высших сословий, дракон обозначал статус их обладателей: пять когтей на его лапах полагалось иметь только императору, четыре – принцам, а у прочих вельмож дракон имел не более трех когтей. В начале III века бирюзовый дракон с пятью когтями, Лунг, был эмблемой династии Хань имя которой (ханьцы) до сих пор носят китайцы. Не менее почитаем дракон и в других странах Дальнего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии. Вероятно, до прихода ислама, этот образ был распространен и среди народов Ближнего Востока, откуда он и попал в Европу на штандартах римских легионеров. Но там, после победы христианства, он полностью сменил свой смысл и значение, с плюса на минус.

Еще в античных мифах драконы встречаются как свирепые существа, охраняющие запретные сокровища на далеких окраинах Ойкумены: золотые яблоки Гесперид на крайнем Западе, или золотое руно на крайнем Востоке – в Колхиде. Отсюда появилась традиция считать дракона символом бдительности, хранителя кладов и сокровищ. Античные герои Кадм и Ясон, скандинавский Сигурд, англосаксонский Беовульф в жестоких сражениях добывают эти сокровища. Фиванский герой Кадм после своей победы посеял драконьи зубы, что стало впоследствии символом раздора. Как воплощение страха и ужаса дракон был популярной эмблемой воинов: на парфянских и римских штандартах, на резных носах ладей викингов. А как воплощение мощи и бдительности его часто выбирали своей эмблемой короли и императоры.

Христианство превратило дракона в обобщающий символ зла, разрушительной силы, нечистоты и коварство. Латинское слово «draco» означает одновременно и «дракон» и «змея». Поэтому в христианской традиции дракон унаследовал все отрицательные черты библейского Змея-искусителя, введшего человечество во грех и сделавшего его пленником смерти. Поэтому дракон стал символом смерти и одним из воплощений сатаны. Откровение Иоанна Богослова (12:9) говорит о нем: «Древний Змий, называемый диаволом».

В европейском искусстве и в геральдике дракона принято изображать с чешуйчатым змеиным (или крокодильим) телом, когтистыми лапами льва или орла, крыльями летучей мыши, большой заостренной головой с зубастой пастью, из которой выходит раздвоенный язык или пламя и смрадное дыхание. Иногда его голову венчают рога. При этом принято делать различие между драконом, который обычно имеет две лапы, и крылатым змеем, у которого их четыре (на Востоке у дракона всегда четыре лапы).

В России крылатый змей воспринимался как воплощение зла, смуты и всяческой неправды. Его изображение впервые появилось в конце XVI века на печати Ивана III, где помещен всадник (ездец), пронзающий копьем распростертое под ногами коня чудовище. Как символ побежденного зла, змей и в дальнейшем присутствует в русской иконописи, на печатях московских царей, в московском и российском гербах.

Еще у ранних христиан пронзание дракона пикой (копьем) символизировало победу над язычеством, безверием, беспорядком, моральным злом и распущенностью. Там в образе победителей выступают Cв.Георгий, Cв.Михаил, Cв.Марта. При этом, поскольку по поверьям считалось, что злая сила дракона заключена в его хвосте, в знак поражения его хвост обычно изображался завязанным в узел.

Возвращаясь к нашей эмблеме, мы видим, что на ней в роли героя-победителя выступает серебряный единорог, как копьем поражающий дракона своим рогом прямо в его разверстую пасть.

Обобщенно это можно трактовать как символ победы добра над злом, торжество христианского начала над дьявольским – безверием и смутой – обращение во благо хранимых драконом втуне сокровищ. Если мы вспомним о волшебной очистительной силе рога единорога, то здесь можно увидеть и символ проникновения света божественной истины во чрево чудовища и очищение его изнутри, овладение его мощью и освобождение ее от злых сил. В различных трактатах по символике битва с драконом представляется как факт становления подлинного человека. Как только ему удается овладеть охраняемыми им сокровищами, он сможет освободить душу, которую дракон держит в плену. А победа над драконом предстает как победа порядка над хаосом, является символом познания мира и самого себя. Следует также обратить внимание на то, что цветовая гамма эмблемы воспроизводит русские национальные цвета: красный, белый и синий, ставшие цветами государственного флага новой России.

После этого путешествия по дебрям мифологии и геральдики мы вернемся в день сегодняшний и раскроем секрет известной эмблемы, это - личный герб президента «Русской пивоваренной компании» Алексея Евгеньевича Кирилина. После 1917 года это первый личный герб, созданный в Рязани. Его композиция и символика были высоко оценены специалистами Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, подтвердившими оригинальность эмблемы, ее соответствие нормам и традициям российской геральдики. Совсем недавно пришло и заключение Геральдического совета, в котором говорится о признании герба А.Е. Кирилина в качестве действующего, то есть, законного. Герб входит в товарный знак “РПК” и используется в оформлении продукции (на этикетках) в соответствии с геральдическими традициями и обычаями, согласно которым хозяин вправе присвоить свой герб основанному им предприятию или делегировать право пользования этим гербом корпорации, учредителем или владельцем которой он является.

* * *

Еще далеко не все определилось в правилах и порядке составления современных недворянских гербов, еще идут острые споры между самими геральдистами об их знаковом содержании, легитимности и возможности государственной или общественной регистрации. Но сам процесс создания личных гербов набирает обороты.

В Рязани пионером в этом движении оказался А.Е. Кирилин, а пионерам в любом деле приходится непросто: если создавался его герб быстро и легко, то процесс его официального признания занял более двух лет. Хочется думать, что не далеко то время, когда личные гербы граждан смогут создаваться и употребляться ими без всяких изъятий и рано или поздно превратятся в фамильные, родовые знаки, передаваемые по наследству из поколения в поколение и вызывающие законную гордость потомков тех, кто их создал. Ведь само слово «герб» в переводе означает «наследие», «наследство». К этому хочется добавить слова «память» и «достоинство». Известная истина гласит, что государство становится крепче и богаче, когда крепче и богаче – в материальном и духовном плане – становятся его граждане. И такое наследство как личный и родовой герб, несомненно, может только увеличить достояние и достоинство граждан России.

Источник - Открытый Гербовник