Геральдика сегодня Научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве
ГЕРАЛЬДИКА СЕГОДНЯ
| о проекте | добавить в избранное | сделать стартовой | написать письмо | карта сервера |

ОТКРЫТЫЙ ГЕРБОВНИК:
интернет-галерея российских гербовладельцев

 
 
Герб наугад:
САБЛИНЫ

ЛИЧНЫЕ И РОДОВЫЕ ГЕРБЫ
» Право на герб и традиция
» Гражданские гербы сегодня
» Гербы дворян: вчера и всегда
» Записки о родовой геральдике

ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ РОССИЯ:
» - регионы и муниципалитеты
» - герб России на самом деле

ГИЛЬДИЯ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ХУДОЖНИКОВ:
» О гильдии
» Художники

НАУКА ГЕРАЛЬДИКИ
» Азы и основы
» Геральдическое чтение
» "Грязная геральдика"

СПЕЦПРОЕКТЫ
» Геральдика в шедеврах
» Мальтийский Орден в России
» Геральдический Петербург и вокруг
» Музей рязанской геральдики
» Геральдическая Москва
» Геральдический Иран
» Русская дворянская пуговица

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ:
» - Российской империи
» О геральдическом ведомстве
» Федеральные законы и указы
» Ведомственные акты
» Региональные законы и акты
» Муниципальные акты
 

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
при Президенте РФ

Всë о геральдической службе России
 

 
ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВО СЕГОДНЯ
 
 
 
ВСЕ АНОНСЫ RUSSIAN HERALDRY ВОПРОС? ФОРУМ ПОИСК:
версия страницы, оптимизированная для печативерсия для печати

Дворянский герб: лицом к лицу

[ 25.01.2006 ] // Гильдия геральдических художников

Вельо (Вельго), российские бароны

Рисовал Михаил Медведев

Выходец из Португалии Жозе-Педро-Целестино Вельо (1755-1802) в России звался Иосифом (Осипом) Петровичем Велио (Вельго) и был консулом и генеральным комиссаром Его Величества Короля Португальского «во всех портах Балтийского моря». Женитьба на Софье Ивановне Севериной (дочери известного петербургского банкира) способствовала укреплению его положения в деловых кругах российской столицы. Иосиф Вельо был назначен банкиром российского императорского Двора, а в 1798 году стал одним из руководителей учрежденной императором Павлом придворной банкирской конторы «Велио, Ралль и Роговиков». 14 июля 1800 года Павел Петрович поощряет всех троих, издав указ об их возведении (каждого - с нисходящим потомством) в баронское достоинство Всероссийской Империи. Сам диплом (а с ним и герб) барона Вельо был утвержден 15 апреля 1801 года уже следующим императором - Александром I.

В российском гербовом пожаловании, заготовленном к подписанию еще при Павле, было учтено наличие у Вельо собственного герба, которым его род издавна пользовался у себя на родине, в Португалии. В Высочайше утвержденном баронском гербе, включившем в себя родовой герб, последний оказался «раздвинут» по сторонам российской императорской аугментацией (по сути - это две аугментации: имперский орел представляет российскую, а серебряный крест на его груди - аугментацию Державного Мальтийского ордена, главой которого был Павел I).

Хотя червленая часть с золотыми башнями и названа в описании герба "Португальским Гербом", ее действительное происхождение и появление в российском гербе Вельго остается не вполне ясным (см. полное описание и рисунок герба в версии Общего гербовника: ОГ, V, 10).

»» Смотреть другие работы Михаила Медведева
»» Обратиться к художнику

* * *

Самобытный щитодержатель Горемыкиных

Рисовал Михаил Медведев

Интересный пример одиночного геральдического щитодержателя (воин-татарин), который, впрочем, не был "пропущен" в герб при его официальном утверждении (на цветном рисунке - Высочайше пожалованный герб Горемыкиных: ОГ, XV, 43). Именно из этого дворянского рода происходил несчастливый российский премьер Иван Логгинович Горемыкин, убитый в 1917 году в собственном поместье.
Реконструкция самобытного герба дворян Горемыкиных исполнена по печати, принадлежавшей одному из членов рода и относящейся ко второй половине XIX века.

* * *

Соединенный герб Шереметевых и Исленьевых работы Михаила Шелковенко

Текст: Юрий и Владислав Садолуковы

Реконструкция соединенного герба Шереметевых и Исленьевых выполнена Михаилом Шелковенко по изображению на личной печати М.В. Исленьевой (1733-после 1784), урожденной Шереметевой. «Премьера» цветного рисунка состоялась в ходе XIV коллоквиума Международной Академии геральдики на тему «Геральдика и женщина» (Санкт-Петербург, 5-8 сентября 2005 года, Государственный Эрмитаж): слайд с брачным гербом Исленьевой послужил одной из иллюстраций к докладу М.Ю. Медведева «Геральдические привилегии российских дам».

Печать, композиция которой послужила художнику эскизом для создания этого выдающегося произведения геральдического художества, хранится в эрмитажном собрании (отдел нумизматики Государственного Эрмитажа, инв. N ИП-618, сталь, 28х31 мм). Сама печать была атрибутирована М.А. Добровольской. Ниже приведен фрагмент из ее статьи «Гербовник» А.Т. Князева и несколько печатей собрания Эрмитажа (опубликованной в сборнике Геральдика. Материалы и исследования. Изд-во ГЭ, Л., 1987). Сообщенное исследователем дополнено нашими примечаниями, которые представляются существенными.

М.А. Добровольская

«Гербовник» А.Т. Князева и несколько печатей собрания Эрмитажа (фрагмент)

...Обращение к «Гербовнику» помогло определить герб и при дальнейших поисках установить принадлежность печати, поступившей в Эрмитаж в 1963 г. в составе коллекции, приобретенной у А.И. Шустера.

На рисунках: слева - печать М.В. Исленьевой, урожденной Шереметевой, XVIII в.; справа - рисунок печати В.Н. Исленьева из «Гербовника» А.Т. Князева.

Все поле стальной матрицы настольной печати занято изображением мантии, на которую наложены два овальных гербовых щита, над мантией - корона. Определение первого герба не представляло трудности - в красном поле расположенные один над другим два креста, щитодержатели - два льва, один имеет в лапе державу, другой - меч. Это герб Шереметевых - такой, каким он изображался в XVIII в.(1)
_______________
(1) Шереметевский гербовый щит представлен на этой печати в самой «минималистской» из всех самобытных версий, которыми члены рода пользовались на протяжении XVIII века (до Высочайшего пожалования, а по сути - фиксации своего герба, последовавшей в 1798 году; см. ОГ, II, 10 и ОГ, III, 10): «гданьская» гербовая композиция показана здесь без привычной короны над крестами. Подробней об истории герба см.: С.Н. Тройницкий. Гербы потомства Гланды Камбилы. «Гербоведъ», СПБ, Январь. 1913.

Второй герб - в овале большего размера в серебряном поле(2) лев с мечом, в правой верхней части в картуше(3) – якорь. В «Гербовнике» имеется изображение подобного герба «Истленьевых (Исленьевых) Василия Васильевича и его детей».
_______________
(2) Отсутствие штриховки на печати не может служить безусловным указанием на тинктуру (в данном случае – на серебряность щита); не всегда достоверны и расцветки, означенные А.Т. Князевым (похоже, он иногда раскрашивал прорисовки печатей наугад). Поэтому при создании публикуемого рисунка расцветка исленьевского герба была реконструирована иначе – с оглядкой на Высочайше утвержденную версию, где золотой лев показан в червленом поле (см. описание и рисунок герба в версии Общего гербовника: ОГ, IV, 20).
(3) Точнее - в щитке: понятие «картуш» соответствует фигурному щитку, причем указывает только на его форму, которая не относится к геральдическим характеристикам. С точки зрения структурно-геральдической, щиток с якорем в самобытном гербе Исленьевых – причудливый, но допустимый «гибрид» вольной части и накладного щитка (вроде сердцевого). При Высочайшем пожаловании (подтверждении) герба Исленьевых эта геральдически пристойная вольность была «исправлена» (по нашему мнению – в ущерб своеобразию герба; тем более, что в результате такой корректуры явно второстепенный якорь занял более почетное место в верхнем поле, «подмяв» под себя поле с главной гербовой фигурой - см. ниже рис. 3). Так или иначе, и в самобытной, и в утвержденной версиях обе части (со львом и с якорем) представлены как два взаимонезависимых герба.

Герб рода Исленьевых, внесенный в Общий гербовник, претерпел изменения: щит разделен горизонтально на две части; в верхней в голубом поле изображен перпендикулярно серебряный якорь, а в нижней в красном поле стоящий на задних лапах золотой лев, держащий поднятый меч.

Итак, на печати - гербы дворян Шереметевых и Исленьевых; печать несомненно датируется XVIII в. Обращение к «Российской родословной книге» П. Долгорукова позволило найти владельца печати - это Мария Владимировна Шереметева, жена Василия Васильевича Исленьева, гвардейского ротмистра, умершего в 1780 г. Помещение на первое место герба Шереметевых не должно нас смущать(4); очевидно, больший размер герба Исленьевых подчеркивает его главенство.
_______________
(4) Как показал в своем вышеупомянутом докладе российский исследователь М.Ю. Медведев, помещение герба жены на первом месте в принципе так же допустимо в российской геральдике, как и обратное. Таким образом, «инвертированный» герб Исленьевой иллюстрирует не аберрацию, а норму.

Нельзя забывать, что в то время еще не было четко сформулированных в русской геральдике правил составления гербов, их размещения, изображения различных геральдических аксессуаров. На рассматриваемой печати корона не имеет жемчужин, а состоит из одних трилистников(5). Подобный рисунок короны можно увидеть на ряде печатей эрмитажного собрания. Это же касается и помещения дворянского герба на мантию - в дальнейшем она будет означать принадлежность к княжескому роду(6). Необходимо отметить, что печать Исленьевых, изображенная в «Гербовнике», имеет герб в овальном щитке, наложенном на княжескую мантию и увенчанном дворянской короной.
_______________
(5) Этот фасон короны по-разному трактуется в разных геральдических системах. В отечественную самобытную геральдику венец о пяти видимых «сельдерейных» зубцах проник, будучи подсмотрен русскими где-то на Западе: в романской геральдике примерно таковы короны герцогов и принцев, в германской – графских владетельных родов и т.д. Общая же номенклатура российских титульных корон такой тип венца не предназначала никому; ближайший его аналог – корона итальянского князя в гербе Демидовых, князей Сан-Донато (ОГ, XIII, 66). В обсуждаемом гербе пятилистная корона венчает княжескую мантию и по смыслу аналогична более известным княжеским атрибутам в гербах нетитулованных Рюриковичей, Редедичей или Камбиличей, где шапка (вместе с мантией) обозначала не собственный статус рода, но его происхождение от владетельных князей. К государям древности возводили свое родословие не только камбиличи Шереметевы, но и Исленьевы - потомки легендарного князя Шимона Африкановича.
(6) Не только принадлежность, но и происхождение от владетельных князей (см. предыдущее примечание). Таковы, например, княжеские корона и мантия в гербе нетитулованных дворян Епанчиных (к слову – однородцев Шереметевых), получивших при Высочайшем пожаловании право дополнить свой герб (ОГ, XIII, 23) «воспоминательными» княжескими атрибутами, права на которые по титулу (отсутствующему) у рода не было. В свете сказанного княжеская мантия исленьевского герба является абсолютно правомерным фоном.

* * *

Герб Пушкиных, гравюра

Гравировал Михаил Шелковенко

Травленая на цинке гравюра с гербом дворянского рода Пушкиных была создана к 200-летию со дня рождения великого поэта, которое отмечалось в 1999 году; в подобной стилизации пушкинский герб был некогда внесен в Общий Гербовник (ОГ, V, 18). Этот офорт существует как в одноцветных, так и в раскрашенных версиях (темпера, акварель, акрил). Размер изображения - 22х23 см; отпечатано на листах формата 31,5x33,5 см.

» Кликните на изображение, чтобы рассмотреть гравюру в деталях.

Вы можете приобрести это произведение геральдической графики, обратившись к автору.

* * *

Шклярские (ДГ, XVI, 48)

Рисовал Михаил Шелковенко

ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ из акта пожалования герба:
Золотой щит окружен красной широкой каймой. На ней семь золотых шестиконечных звезд. В щите голубой петух с красным гребнем, глазами, языком.
Над щитом дворянский коронованный шлем.
Нашлемник – рука в золотых латах вытянутая вверх с красным мечом с серебряной рукоятью.
Намет справа голубой с золотом, слева красный с золотом.

Род российских дворян Шклярских ведет свое начало с 1859 года, когда его основатель был пожалован дипломом на потомственное дворянство: Валентин Михайлович Шклярский (1787-1879) - доктор медицины и хирургии Берлинского университета и Санкт-Петербургской Медико-Хирургической академии, консультант лазарета Чесменской военной богадельни и почетный член Общества русских врачей в Санкт-Петербурге.

Представленный рисунок герба выполнен художником Михаилом Шелковенко по заказу потомков В.М. Шклярского по женской линии, проживающих ныне в Новом Уренгое: они не являются дворянами и носят другую фамилию, но бережно сохраняют память о своем предке.

Основой для представленного здесь воплощения герба послужило его словесное описание (блазон) из диплома. М. Шелковенко намеренно воспроизвел герб в художественной стилистике, свойственной художнику Гербового отделения Департамента Герольдии Правительствующего Сената Александру Александровичу Фадееву: на грани 1850-60-х гг., когда Шклярские получили свой диплом на дворянство, именно А.А. Фадеев был первым художником всех Высочайше жалуемых гербов.

»» Смотреть другие работы Михаила Шелковенко
»» Обратиться к художнику

* * *

Двуглавая змея доктора Бижеля

Рисовал Дмитрий Иванов

Доктор Иосиф (Осип) Бижель был заметной фигурой в медицинском мире своего времени. Француз по происхождению (к слову, на родине его звали Жаном - фр. Jean Bigel), он получил университетское образование в Германии; в начале 1820-х перебрался в Варшаву, став лейб-медиком русского «вице-короля» Польши – Великого князя Константина Павловича.

Активный пропагандист лечения средствами гомеопатии (метода, довольно нового в ту пору) Бижель считается одним из ее пионеров, отцом-основателем не только польской, но и русской гомеопатической школы.

Заслуги доктора были признаны и на его исторической родине: Франция отметила научно-просветительские труды Бижеля, переведшего на родной язык ряд книг по гомеопатии, орденом Почетного Легиона.

Вскоре после этого (и скорее всего - с подачи своего августейшего патрона) доктор был возведен во дворянское достоинство Российской империи. 8 февраля 1829 года коллежскому асессору Иосифу Бижелю Высочайше жалуется дворянский герб, в котором нашли отражение его профессиональные занятия: в нижнем поле щита изображена Эскулапова змея, положенная поверх серебряной перевязи с двумя ветвями. Не будучи обычными лаврами славы, эти ветви несут, видимо, другой смысл: быть может, намекают на то, что гомеопатическое лечение опирается на лекарственные средства природного происхождения.

Еще интереснее символизм змеи Эскулапа. Приданная ей вторая голова создает аллюзию на двуглавого орла Российской империи; аллюзию тем более явную, что цвет змеи - тот же, что у имперской птицы: черный.

В полном виде пожалование Бижелю содержит обычные для герба русского дворянина атрибуты (решетчатый шлем с наметом и нашлемником), которые на представленном здесь рисунке опущены.

»» Смотреть другие работы Дмитрия Иванова
»» Обратиться к художнику

Источник: Геральдическое художество сегодня

[ Обсудить в форуме »» ]

 

© Дмитрий Иванов, учредитель ресурса (2002-2017 гг.). Хостинг: Геральдика.ру.
При полной или частичной перепечатке текстов в Интернете гиперссылка на https://sovet.geraldika.ru обязательна.

SSL