Геральдика сегодня Научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве
ГЕРАЛЬДИКА СЕГОДНЯ
| о проекте | добавить в избранное | сделать стартовой | написать письмо | карта сервера |

ОТКРЫТЫЙ ГЕРБОВНИК:
интернет-галерея российских гербовладельцев

 
 
Герб наугад:
МОЧЁНОВ Константин Федорович, г. Химки, Московская обл. (1991)

ЛИЧНЫЕ И РОДОВЫЕ ГЕРБЫ
» Право на герб и традиция
» Гражданские гербы сегодня
» Гербы дворян: вчера и всегда
» Записки о родовой геральдике

ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ РОССИЯ:
» - регионы и муниципалитеты
» - герб России на самом деле

ГИЛЬДИЯ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ХУДОЖНИКОВ:
» О гильдии
» Художники

НАУКА ГЕРАЛЬДИКИ
» Азы и основы
» Геральдическое чтение
» "Грязная геральдика"

СПЕЦПРОЕКТЫ
» Геральдика в шедеврах
» Мальтийский Орден в России
» Геральдический Петербург и вокруг
» Музей рязанской геральдики
» Геральдическая Москва
» Геральдический Иран
» Русская дворянская пуговица

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ:
» - Российской империи
» О геральдическом ведомстве
» Федеральные законы и указы
» Ведомственные акты
» Региональные законы и акты
» Муниципальные акты
 

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
при Президенте РФ

Всë о геральдической службе России
 

 
ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВО СЕГОДНЯ
 
 
 
ВСЕ АНОНСЫ RUSSIAN HERALDRY ВОПРОС? ФОРУМ ПОИСК:
версия страницы, оптимизированная для печативерсия для печати

Рязанская геральдическая гравюра (серия)

[ 15.06.2008 ] // Художник: Михаил Шелковенко

Гербы городов Рязанской губернии и области

Этот графический лист был исполнен художником-геральдистом Михаилом Шелковенко в 1996 году - в самом начале его работы над созданием стройной и грамотной системы современной символики Рязанской области, ее городов и районов. Многие геральдические нормы прошлого оставались неизвестными не только автору, но и (тем более) зрителям, новые отсутствовали вовсе. Вот почему, представляя здесь геральдическое достояние Рязанской земли, автор не претендовал на строгую собственно геральдическую корректность своего произведения: декоративные украшения вокруг большинства изображенных гербов остаются исторически-воспоминательными элементами, а не геральдически значимыми характеристиками того или иного герба. При этом содержимое щитов воспроизведено с огромным тщанием и точно повторяет наиболее известные (благодаря известной книге П.П. фон-Винклера) стилизации этих гербов.

Травленая гравюра на меди (офорт). Размер гравюры (изображения): 23х35,5 см. Ниже - расцвеченная версия гравюры и ее увеличенный фрагмент.

* * *

М.К. Шелковенко

Гербы городов Рязанской губернии и области

В самом центре гравюры - герб Рязанской губернии с «административными» внешними украшениями, введенными Указом 1857 года.

Над губернским гербом - герб Рязани в щите, увенчанный башенной короной о пяти зубцах; подобная той, что полагалась губернскому городу. Но сам тип короны, изображенный на гравюре, не вполне соответствует Указу 1857 года: он взят из более ранних образцов корон, которыми стали увенчивать гербы губернских городов при Николае I после 1850 г. (в основном такие короны получили тогда гербы городов западных губерний). Герб Рязани поддерживают двое рязанских общероссийских святых (все другие рязанские святые на момент создания гравюры почитались еще только как местночтимые). Слева при виде от зрителя - стоит св. Василий Рязанский, некогда перенесший митрополичью кафедру из Мурома в Рязань и тем самым заложивший первый камень в основание рязанской независимости того периода. Справа - Роман Рязанский: св. князь-великомученик, который после Батыева нашествия отстраивал Рязань и по навету был вызван в Орду, где и был зверски умерщвлен, отказавшись отречься от веры Христовой. Фигуры святых, выступающих на гравюре как щитодержатели, играют чисто декоративно-историческую роль и не являются геральдическими: они никогда не входили в полный герб Рязани. (Позднее, при разработке полной версии городского герба, эта пара святых предлагалась в одном из проектов автора, но в конечном итоге гербовому щиту Рязани были приданы другие щитодержатели: конь и грифон).

Слева и справа – вдоль рамки, по четыре в каждом столбце – размещены гербы городов, которые вошли в качестве уездных в состав учрежденного в 1779 году Рязанского наместничества (с 1781- губернии): они и по сей день остаются в составе Рязанской области.

Внизу, непосредственно под губернским гербом – гербы четырех рязанских городов, которые в 20-ом веке, уже в советское время, быль переданы в состав других областей: Московской и Липецкой. В самом нижнем ряду – три герба городов Тамбовской губернии, которые в советское время были переданы в состав Рязанской области.

Всем гербам бывших уездных городов приданы зубчатые короны образца 1857 года, введенные реформой Кене. Эта вольность художника, конечно же, не вполне геральдична. Ведь при учреждении системы статусных корон одновременно менялись и гербовые щиты: их двучастное деление было упразднено, вместо верхней губернской половины вводилась вольная часть (для обозначения административного подчинения города той или иной губернии). Зачастую предлагалось и изменение символики в пределах самого гербового щита, но в отношении гербов Рязанской и Тамбовской губернии эти проекты не были осуществлены на практике. Надо сказать также, что среди старых городских гербов присутствует и первый на момент создания гравюры новый герб, получивший от художника то же украшение в виде короны – герб города Рыбное: с него началось создание гербов современных муниципальных образований области.

Размещенные по периметру гравюры гербы украшены сегментами декоративного картуша, в который они заключены в существующих рельефах на фасаде бывшего Дворянского Собрания в Рязани (1853 г.).

Кроме герба губернии только центральный герб в нижнем ряду (герб города Елатьмы) имеет полное обрамление в соответствии с Указом 1857 года – состоящее из колосьев, перевитых александровской лентой стандартное украшение для уездного города сельскохозяйственного значения. Геральдическая история Елатьмы особенна: в качестве уездного города Рязанского наместничества этот город получил в 1779 г. герб, который уже два года спустя (в 1781 г.) был изменен в связи с передачей Елатьмы в подчинение Тамбовской губернии, что по тем временам было случаем исключительным. В 1929 году Елатьма вернулась в Рязанскую область, но до сих пор не имеет герба, поскольку не является муниципальным образованием и давным-давно утратила статус города.

Прочим уездным гербам на гравюре приданы маленькие дубовые веточки из обрамления губернского герба, что является декоративным элементом и одновременно напоминает об их губернском прошлом.

* * *

Рязань: юбилейный год (1994)

Гравюра с гербом Рязани была создана к 900-летию города, отмечавшемуся в 1995-ом. Юбилейный год стал 75-ым в жизни Рязани Годом Свиньи по восточному календарю, поэтому главная героиня гравюры – тройка запряженных свиней, везущих повозку с Рязанским кремлем.

Трубящие ангелы - хотя и в других, нежели на гравюре, позах - украшают Соборную колокольню (и колокольня, и Успенский собор, к которому она принадлежит, видны в центре композиции).

Травленая гравюра на меди (офорт), акварель, бронза. Размер изображения - 13х9 см; наклеено на паспарту формата 24x18 см.

Над гравюрой – тисненая надпись: «Бог не выдаст – свинья не съест».

» Кликайте на изображения, чтобы рассмотреть гравюры в деталях.

* * *

Герб Рязанской губернии (1996)

Гравюра изображает полный герб Рязанской губернии и посвящена 140-летию его Высочайшего утверждения императором Александром II Освободителем в 1856 году.

Травленая гравюра на меди (офорт) существует как в одноцветных, так и в раскрашенных оттисках (акварель, бронза). Размер изображения - 14х11,5 см; отпечатано на листах формата 26x21 см.

* * *

Герб Рязани с избранными святыми (1996)

Работа над гравюрой была начата в 1995 году, когда отмечалось 900-летие Рязани. В нижней части - вид Рязанского кремля, над которым в облаках с двух сторон от городского герба помещены изображения некоторых наиболее известных рязанских святых.

С правой стороны к гербовому щиту прикасается святитель Василий, перенесший епископскую кафедру из Мурома в Рязань (предположительно - в 1291 году). Это событие сопровождалось чудесными обстоятельствами: изгнанный по навету жителями Мурома Василий будто бы бросил свою мантию на воды реки Оки и на ней, с иконой Богородицы в руках, чудесным образом был перемещен вверх по течению в Рязань, где был принят великим рязанским князем Олегом Ивановичем.

За Василием стоят князь Олег Иванович (в монашестве - Иона, в схиме - Иоаким) и его жена княгиня Ефросинья (в монашестве - Евпраксия). Оба они - местночтимые святые Рязани. К слову, многие рязанцы убеждены, что на гербе города и области в виде князя помещено изображение именно Олега Ивановича.

С левой стороны гербового щита его касается священномученник князь Роман Рязанский - он восстанавливал и обустраивал город после нашествия Батыя и, будучи оклеветан, был вызван в Орду и предан там мученической смерти за несогласие отречься от Христа. За ним стоят супруги - священномученники князь Феодор и княгиня Евпраксия Зарайские с младенцем, княжичем Иоанном Постником на руках. При нашествии Батыя Феодор был послан к хану для переговоров, но, отказавшись предать хану на потеху свою красавицу-жену, был мученически умерщвлен. Княгиня при подходе монголов к Зарайску вместе с сыном выбросилась из окна своего терема и «заразилась до смерти». Согласно легенде, именно это событие дало имя городу - Заразск (исказившееся позднее до "Зарайск"). И Евпраксия, и Иоанн тоже являются местночтимыми рязанскими святые.

За основу для изображения Василия и Романа Рязанских взяты известные иконы с их образами работы рязанского иконописца Н.В. Шумова (1827-1905).

Травленая гравюра на меди (офорт), акварель, бронза. Размер изображения - 16х19 см; отпечатано на листах формата 30x30 см.

* * *

Рязань

Гравюра с полным гербом Рязани была создана в 2007 году к 230-летию обретения городом его нынешнего имени. В верхних углах гравюры изображены два самых почитаемых рязанских святых – епископ Василий и князь Роман, а внизу – вид Рязанского кремля.

Травленая гравюра на меди (офорт), акварель, акрил. Размер изображения - 28х18 см; отпечатано на листах формата 30x20 см.

Герб города Касимова

Гравюра с гербом Касимова была создана в 1996 году к 525-летию обретения городом его нынешнего имени. Композиция в центре во всем (кроме надписи "Герб Касимова" и предпринятого автором расцвечивания щита) воспроизводит лепнину на здании Дворянского собрания: в таком обрамлении гербы городов Рязанского наместничества украшают фасад строения. Императорская корона вверху не принадлежит гербу: она венчает не щиты, а помещенное над ними вензелевое имя императрицы Екатерины Второй, пожаловавшей городам Рязанского наместничества эти гербы.

Травленая гравюра на цинке (офорт), акварель. Размер изображения - 28х12 см; отпечатано на листах формата 30x14 см.

* * *

Вы можете приобрести эти произведения геральдической графики, написав в редакцию сайта (с пометкой в теме письма: "Для М.К. Шелковенко") или прямо обратившись к художнику.

»» Смотреть другие работы Михаила Шелковенко
»» Обратиться к художнику

Источник: Геральдическое художество сегодня

[ Обсудить в форуме »» ]

 

© Дмитрий Иванов, учредитель ресурса (2002-2017 гг.). Хостинг: Геральдика.ру.
При полной или частичной перепечатке текстов в Интернете гиперссылка на https://sovet.geraldika.ru обязательна.

SSL