Геральдика сегодня Научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве
ГЕРАЛЬДИКА СЕГОДНЯ
| о проекте | добавить в избранное | сделать стартовой | написать письмо | карта сервера |

ОТКРЫТЫЙ ГЕРБОВНИК:
интернет-галерея российских гербовладельцев

 
 
Герб наугад:
ШАШКИНА Иванна Викторовна, Санкт-Петербург и Эль-Гуна (Египет) (2014)

ЛИЧНЫЕ И РОДОВЫЕ ГЕРБЫ
» Право на герб и традиция
» Гражданские гербы сегодня
» Гербы дворян: вчера и всегда
» Записки о родовой геральдике
» Дворянский герб: лицом к лицу

ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ РОССИЯ:
» - регионы и муниципалитеты
» - герб России на самом деле

ГИЛЬДИЯ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ХУДОЖНИКОВ:
» О гильдии
» Художники

НАУКА ГЕРАЛЬДИКИ
» Азы и основы
» Геральдическое чтение
» --

СПЕЦПРОЕКТЫ
» Геральдика в шедеврах
» Геральдический Петербург и вокруг
» Музей рязанской геральдики
» Геральдическая Москва
» Геральдический Иран
» Русская дворянская пуговица

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ:
» - Российской империи
» О геральдическом ведомстве
» Федеральные законы и указы
» Ведомственные акты
» Региональные законы и акты
»
 

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
при Президенте РФ

Всë о геральдической службе России
 

 
ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВО СЕГОДНЯ
 
 
 
ВСЕ АНОНСЫ RUSSIAN HERALDRY ВОПРОС? ФОРУМ ПОИСК:
версия страницы, оптимизированная для печативерсия для печати

Обольяниновы - Одоевские

[ 11.11.2011 ] // Составитель: Дмитрий Иванов

ОБОЛЬЯНИНОВЫ
Адрес: ул. Таврическая, дом 37/2:

Доходный дом на стыке Тверской улицы с Таврической возведен в 1907-08 году (архитектор - Александр Федорович Бубырь) и украшен с эффектным минимализмом. Декором здесь выступает вооружение (шлемы, мечи, протазаны, стрелы – в колчанах и "нагие"), а также перевитые лентами венки, стилизованные в духе классицизма.

Если не главное, то центральное украшение дома – герб дворянского рода Обольяниновых, к которому принадлежал заказчик и владелец строения (кажется, Александр Степанович?): своим «срезанным» углом дом обращен к Таврическому саду - вверху этой грани фасада и помещен герб. С двух сторон к нему устремлены симметрично расположенные на «таврической» и «тверской» плоскостях фасада ангелицы, каждая из которых спешит увенчать герб венком (дабы восполнить этим недостачу нашлемника? - совсем нелишне: Высочайше признанный герб Обольяниновых не получил при утверждении никакой нашлемной фигуры; вплоть до середины XIX века официальные герботворцы не считали нашлемник – этот стандартный элемент в структуре родового герба - настоятельно необходимым).

Этот нетитулованный род, представители которого писались долгое время также Обол[ь]няниновыми, принадлежит к древнему (т.е. – допетровскому) дворянству и известен с начала XVI века. Род был внесен во II и VI части дворянских родословных книг Санкт-Петербургской, Московской, Новгородской, Смоленской, Тверской и Курской губерний. Такая древность происхождения давала геральдические привилегии – право претендовать на дополнение герба щитодержателями, а с середины XIX века и на замену общедворянского шлема с решетинами на «древлерусскую» ерихонку, но правом этим Обольяниновы, как видно и по гербу на фасаде, так и не воспользовались.

«Фасадный» экземпляр вообще довольно покорно следует стилизации, помещенной в Общем Гербовнике дворянских родов Всероссийской Империи (ОГ, IV, 61), хотя и выгодно от нее отличается художественными достоинствами.

Расцветка герба на лепнине с помощью геральдической штриховки не показана, но это и непросто было бы сделать: блазон (официальное описание, являющееся эталоном герба), помещенный в ОГ, по скверному обычаю того времени, составлен весьма неряшливо – цвет фигур в геральдически правой половине щита вообще не указан; на поясняющей гравюре латная рука усеяна точками (значит, латы золотые), но какого цвета облака и меч – остается только гадать. Впрочем, и реконструировать недолго: рука – естественного, телесного колера; рукоять сабли, как обычно, вызолочена, а лезвие и облако – натуральные, то есть могут интерпретироваться с некоторой свободой: по собственной сути они скорее серебряные, по контексту (из-за металлического поля: металл на металл в геральдике накладывать не принято) – скорее лазоревые. Характерно для русской геральдики того времени описание искривленного холодного оружия как меча: в современном блазоне эта деталь, несомненно, была бы названа саблей.

Что до эмблематики герба Обольяниновых, то можно гадать о ее происхождении (то ли орел заимствован из герба Польши, а рука – из герба Литвы или же из польской воинской символики; то ли перед нами – «перекрашенный» в польские цвета и перекомпонованный герб Пруссии; то ли, как в гербах Радшичей, рука намекает на герб королевства Рамы на Балканах); но вообще набор фигур выглядит шаблонным для своего времени и, скорее всего, не представляет большого интереса – в Общем Гербовнике есть десятки гербов, составленных исключительно из так или этак закомпонованных и расцвеченных эмблем вооруженной руки и орла. Особой вины представителей рода в неинтересной дежурности их герба нет: от Екатерины Второй и до смерти Николая Первого тиражирование однотипных эмблем поддерживалось обеими сторонами официального герботворчества, и если одни дворяне сами рвались в Общий Гербовник с композициями «как у всех», то другим ходульные эмблемы нередко предлагались герольдией, которая – в плане профессионализма работы – переживала в те годы далеко не лучшую свою пору.

Остается добавить, что один из представителей рода Обольяниновых, генерал-квартирмейстер Петр Хрисанфович, по милости Павла I был удостоен особой версии герба, в которой общеродовые символы были соединены с новыми и отчасти перегруппированы (см. ОГ, IV, 62).

* * *

Удаленность дома Обольянинова от центральных магистралей пошла гербу на пользу: она уберегла его от уничтожающего неравнодушия советской власти к знакам дворянского достоинства. Повезло гербу и в том, что он не подвергся ни многократным реставрациям, ни (обычно) уродующим подновлениям последних лет. До сих пор на гербе отчетливо видны едва выступающие на плоскости щита выпуклости облаков. Век пребывания на фасаде оставил на гербе лишь легкие повреждения, самая серьезная из которых - утрата двух жемчужин дворянской короны, которые были укреплены на зубчиках между листовидными зубцами. Общая же облезлость герба, если и не идет ему на пользу, то уж точно - не в счет.

PS: Фото осени 2009 года:

* * *

ОДОЕВСКАЯ, Мария Федоровна (1751-1786)
Адрес: 10/Г-4 (ПП ЛКH, 466).
Фото: 2008.

Самобытная версия герба князей Одоевских, впоследствии Высочайше подтвержденная (ОГ, 1, 4); право на этот герб покойная приобрела по браку с А.И. Одоевским (см. ниже). От редакции ОГ рельеф на надгробии отличается тем, что орел здесь держит крест не в левой, а в правой лапе; левая же сжимает державу, которой в версии ОГ вообще нет. Этот орел – эмблема Черниговского княжества, объединяющая гербы всех черниговских Рюриковичей): в Высочайше утвержденных редакциях их гербов птица всегда коронована, но в самобытных версиях венец нередко отсутствовал – нет его и на плите М.Ф. Одоевской.

Княжеский венец, из которого ниспадает мантия, нестандартен: вместо горностаевого отворота в основании шапки угадывается корона с зубцами, украшенная по ободу камнями (жемчужинами?) и аналогичная обычной дворянской.

Надгробия супругов, скончавшихся с разницей в 12 лет, полностью идентичны и, видимо, были установлены одновременно – после смерти А.И. Одоевского; его плита настолько сильно побита, что герб на ней едва виден, а изображение в щите полностью утрачено (мы помещаем фото с нее - см. справа - только для полноты своего отчета).

ОДОЕВСКИЙ, Александр Иванович (1738-1798)
Адрес: 10/Г-4 (ПП ЛКH, 467).
Фото: 2008.

Источник: Геральдический Петербург и вокруг

[ Обсудить в форуме »» ]

 

© Дмитрий Иванов, учредитель ресурса (2002-2018 гг.). Хостинг: Геральдика.ру.
При полной или частичной перепечатке текстов в Интернете гиперссылка на https://sovet.geraldika.ru обязательна.

SSL