Геральдика сегодня Научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве
ГЕРАЛЬДИКА СЕГОДНЯ
| о проекте | добавить в избранное | сделать стартовой | написать письмо | карта сервера |

ОТКРЫТЫЙ ГЕРБОВНИК:
интернет-галерея российских гербовладельцев

 
 
Герб наугад:
АРТЕМОВЫ, Украина, г. Торез, и Россия, Москва (2007)

ЛИЧНЫЕ И РОДОВЫЕ ГЕРБЫ
» Право на герб и традиция
» Гражданские гербы сегодня
» Гербы дворян: вчера и всегда
» Записки о родовой геральдике

ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ РОССИЯ:
» - регионы и муниципалитеты
» - герб России на самом деле

ГИЛЬДИЯ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ХУДОЖНИКОВ:
» О гильдии
» Художники

НАУКА ГЕРАЛЬДИКИ
» Азы и основы
» Геральдическое чтение
» "Грязная геральдика"

СПЕЦПРОЕКТЫ
» Геральдика в шедеврах
» Мальтийский Орден в России
» Геральдический Петербург и вокруг
» Музей рязанской геральдики
» Геральдическая Москва
» Геральдический Иран
» Русская дворянская пуговица

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ:
» - Российской империи
» О геральдическом ведомстве
» Федеральные законы и указы
» Ведомственные акты
» Региональные законы и акты
» Муниципальные акты
 

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
при Президенте РФ

Всë о геральдической службе России
 

 
ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВО СЕГОДНЯ
 
 
 
ВСЕ АНОНСЫ RUSSIAN HERALDRY ВОПРОС? ФОРУМ ПОИСК:
версия страницы, оптимизированная для печативерсия для печати

Лицом и телом (два скульптурных портрета старшей дочери Николая Первого)

[ 15.03.2009 ] // Митя Иванов

Лицом и телом (два скульптурных портрета старшей дочери Николая Первого)Марии Михайловне Медведевой

В 1934 году русский эмигрант и литератор Владимир Пименович Крымов (1878–1968) опубликовал в нью-йоркском «Новом русском слове» забавную статью с воспоминаниями о собственной издательской деятельности в дореволюционной России. В 1913 году он основал «Столицу и усадьбу» – едва ли не первый русский журнал в жанре «гламур-и-глянец», посвященный «светской жизни наших столиц, спорту, охоте, коллекционерству, и, особенно, жизни русской усадьбы в ее прошлом и настоящем». По замыслу Крымова, для повышения тиража в журнале «видное место должны были занять фотографии дам общества».

Для тогдашней русской прессы такие публикации были делом совершенно неслыханным и непривычным; самим же дамам появление на страницах публичного издания казалось и вовсе неприличным. Крымов решил «пробить брешь» в пуританстве элиты. Это оказалось задачей трудной и опасной уже потому, что журнал «покушался» и на альковы высочайших особ, хотя и поросшие быльем: за публикацию статьи о романе давно покойного Великого князя Николая Николаевича-старшего с балериной Числовой, родившей ему несколько внебрачных детей, на Крымова наложили штраф в три тысячи(!) рублей.

В воспоминаниях этого пионера отечественной «желтой прессы» есть и такая история:

«Принц Ольденбургский, известный по борьбе с эпидемиями и по крутости характера, был внуком* Марии Николаевны, дочери императора Николая I.
_______________
* В.П. Крымов ошибается: принц Александр Петрович Ольденбургский был зятем Марии Николаевны, будучи женат на ее дочери от первого мужа, герцога Максимилиана Лейхтенбергского, – Евгении Максимилиановне, урожденной светлейшей княжне Романовской, герцогине Лейхтенбергской.- Прим. авт.

М.Н. была исключительно красивая женщина, превосходно сложенная и любила позировать перед художниками и скульпторами и в одежде, и без одежды. Во дворце принца на Мойке**, среди других произведений искусства, стояла большая мраморная статуя работы скульптора Рауха, изображавшая М.Н. в виде Венеры. Я пробовал послать во дворец фотографа, но тот не получил разрешения. Тогда вызвался полковник Далматов, кавалерийский офицер, журналист и фотограф, и он сделал во дворце принца ряд снимков для моего журнала. Снял он и статую Великой княгини М.Н.
_______________
** Рассказчик опять путает: дворец Ольденбургских стоит на берегу Невы (Дворцовая набережная, 2; здание больше известно по размещавшемуся там в советские годы Институту культуры им. Н. Крупской).- Прим. авт.

Всё касающееся высочайших особ нужно было посылать в придворную цензуру - я и послал. Но фотографии были в одном пакете, а набор в другом: на всё посланное поставили штемпеля придворной цензуры, всё было разрешено, но когда номер вышел, меня немедленно оштрафовали на три тысячи рублей, и было постановлено номер конфисковать.

И фотография статуи, и подпись отдельно не представляли ничего предосудительного с точки зрения придворного этикета; но когда подпись оказалась под фотографией, получилась неловкость.

У меня был друг егермейстер барон Кнорринг, ближайший друг императрицы Марии Фёдоровны. Он уже не раз помогал мне своими советами и указаниями; понятно, я немедленно обратился к нему, рассказал, как всё было. Поехал он завтракать в Елагин дворец ко вдовствующей императрице, после завтрака заехал ко мне – моя вилла была напротив, через Малую Невку на Каменном Острове. Он привез записку, собственноручно написанную императрицей М.Ф. Она уже видела этот номер и была очень взволнована, но он убедил ее, что если оштрафовать и конфисковать, то этим только придадут огласку, раздуют скандал, - лучше это дело замять, счесть простым недоразумением. Она согласилась.

Записка гласила: «В номере таком-то журнала «Столица и Усадьба» вкралась досадная опечатка. Подпись под иллюстрацией на странице такой-то должна значить, что статуя изображает не Великую княгиню Марию Николаевну, а изображает Венеру, и только принадлежала Великой княгине».

Так было в следующем номере и напечатано, штраф был сложен, и номер не был конфискован – но без остатка распродан…»

(«Новое русское слово», N 10026, 21 июля 1934 года).

* * *

Выше – фрагмент той самой «крамольной» страницы журнала с фотографией, «невзначай» сделанной во дворце принца Александра Петровича Ольденбургского полковником Далматовым, несомненно заслуживающим звания первого русского папарацци.

Автор статуи, выдающийся немецкий скульптор Христиан Даниэль Раух (1777–1857), был приглашен в Петербург для временной, по контракту, работы в 1840 году. Если правда, что дочь Николая лично позировала Рауху, то ей «на этой статуе» немногим более 20-ти лет (к слову, существует современный рауховой «обнаженке» живописный образ одетой Марии Николаевны - см. ниже слева; Кристина Робертсон написала этот портрет в том же самом 1840-ом).

Трудно сказать, употребил ли Крымов верное выражение, написав, что великая княгиня Мария «любила позировать перед художниками и скульпторами». Что значит – «любила»? Она вполне естественно, просто в силу своего положения, принадлежала к числу самых портретируемых персонажей той эпохи. Другое дело, что образ Марии дошел до нас не только в великосветском антураже (неважно – парадно-придворном, салонном или камерном), но и в «неофициозных» произведениях. Среди последних особо выделяется один из портретов кисти Тимофея Неффа (см. выше справа), но и эта работа была художнику заказана. Ничьей музой в том смысле, в каком Лиззи Сиддал служила Россетти или Гала Дали – своему мужу, царская дочь не была.

Так или иначе, но для самого известного своего скульптурного изображения – на монументе отцу, что возвышается над Мариинской, а ныне – Исаакиевской, площадью - Мария Николаевна живьем точно не позировала. Для аллегорического, а значит – полностью условного образа Силы (не физической, но державной), которой скульптор Роберт Залеман придал лицо Великой княгини Марии, живая модель глазам скульптора просто не требовалась.

Статуя строгой и юной Силы, какой она вышла у Роберта Карловича, имеет немного общего с роскошной 38-летней матроной, уже родившей семь(!) детей: такой Мария Николаевна предстает на портрете маслом, написанном Францем Винтерхальтером в 1857 году (см. ниже) – в ту же пору, когда Залеман создавал статую для монумента императору. Пожалуй, единственное, что роднит два образа – это осанка и «каменность» взгляда, а верней – твердость лица (поправка, уместная тем более, что у залемановой Силы не может быть взгляда в полном смысле этого слова: у глаз статуи нет зрачков).

Наверняка, именно этим своим властным выражением лица Великая княгиня Мария «заполучила роль» монументального персонажа, призванного олицетворять мощь империи: ни мать Александра, ни две другие дочери Николая не смогли бы выиграть у Марии в «кастинге» на самое волевое лицо.

Александр Герцен, ненавидевший императора-строителя «вертикали власти» во всех его жизненных и служебных ролях (и оставивший словесный портрет Николая, который восхитил потом самого Юрия Олешу – великого мастера литературной метафоры), «пересказывает» лицо его старшей дочери так:

«…Как-то Николай в своей семье, то есть в присутствии двух-трех начальников тайной полиции, двух-трех лейб-фрейлин и лейб-генералов, попробовал свой взгляд на Марье Николаевне. Она похожа на отца, и взгляд ее действительно напоминает его страшный взгляд. Дочь смело вынесла отцовский взор. Он побледнел, щеки задрожали у него, и глаза сделались еще свирепее; тем же взглядом отвечала ему дочь. Все побледнело и задрожало вокруг; лейб-фрейлины и лейб-генералы не смели дохнуть от этого каннибальски-царского поединка глазами, вроде описанного Байроном в «Дон-Жуане». Николай встал, - он почувствовал, что нашла коса на камень».

Русский диссидент явно испытывает уважительный восторг – «ну ты, мать, сильна!» – по отношению к кровиночке, которая «в гляделки» укладывает на лопатки родного отца.

Кстати, герценовский портрет Николая, содержащий восхитившую Олешу фразу ("лоб, быстро бегущий назад"), завершается так: "Но главное – глаза, без всякой теплоты, без всякого милосердия, зимние глаза". Ниже - портрет еще юной Марии работы Вольдемара Гау (я ему верю): глядя на эту миниатюру, не забудем все же, что Герцен писал не ее портрет.

Тут я должен признать, что не могу дальше писать о Великой княгине, испытывая вслед за Гоголем и его Чичиковым все ту же восхищенную озадаченность, что сопровождается неспособностью трезво соображать. В самом деле: «Поди-ка попробуй рассказать или передать все то, что бегает на их лицах,.. – а вот просто ничего не передашь. Одни глаза их такое бесконечное государство, в которое заехал человек – и поминай как звали! Уж его оттуда ни крючком, ничем не вытащишь».

Личность, характер и судьба Великой княгини Марии заслуживают много более пристального исследователя и гораздо более талантливого рассказчика, чем человек, изначально собиравшийся сказать совсем немногое, а именно: восседающая на льве аллегорическая фигура Силы левой рукой опирается на круглый щит, в котором помещена едва ли не самая прелестная во всем русском монументальном искусстве стилизация российского государственного орла.

* * *

От автора: все цветные уличные фотоснимки для публикации получены трудом (и фотокамерой) canoe-ride.

Источник: Геральдический Петербург и вокруг

[ Обсудить в форуме »» ]

 

© Дмитрий Иванов, учредитель ресурса (2002-2017 гг.). Хостинг: Геральдика.ру.
При полной или частичной перепечатке текстов в Интернете гиперссылка на https://sovet.geraldika.ru обязательна.

SSL