Геральдика сегодня Научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве
ГЕРАЛЬДИКА СЕГОДНЯ
| о проекте | добавить в избранное | сделать стартовой | написать письмо | карта сервера |

ОТКРЫТЫЙ ГЕРБОВНИК:
интернет-галерея российских гербовладельцев

 
 
Герб наугад:
АРХИПОВЫ, Екатеринбург (2010)

ЛИЧНЫЕ И РОДОВЫЕ ГЕРБЫ
» Право на герб и традиция
» Гражданские гербы сегодня
» Гербы дворян: вчера и всегда
» Записки о родовой геральдике
» Дворянский герб: лицом к лицу

ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ РОССИЯ:
» - регионы и муниципалитеты
» - герб России на самом деле

ГИЛЬДИЯ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ХУДОЖНИКОВ:
» О гильдии
» Художники

НАУКА ГЕРАЛЬДИКИ
» Азы и основы
» Геральдическое чтение
» --

СПЕЦПРОЕКТЫ
» Геральдика в шедеврах
» Геральдический Петербург и вокруг
» Музей рязанской геральдики
» Геральдическая Москва
» Геральдический Иран
» Русская дворянская пуговица

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ:
» - Российской империи
» О геральдическом ведомстве
» Федеральные законы и указы
» Ведомственные акты
» Региональные законы и акты
»
 

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
при Президенте РФ

Всë о геральдической службе России
 

 
ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВО СЕГОДНЯ
 
 
 
ВСЕ АНОНСЫ RUSSIAN HERALDRY ВОПРОС? ФОРУМ ПОИСК:
версия страницы, оптимизированная для печативерсия для печати

Из автопарка династии Пехлеви: носители императорской символики

[ 10.02.2011 ] // Митя Иванов

Один из нескольких автомобилей марки «Pierce-Arrow» (США), служивших сперва Резе-Шаху, а затем его сыну, ныне находится в экспозиции Национального музея автомобилей в Карадже близ Тегерана (на фото машина выглядит черной, хотя на самом деле - темно-синяя).

На обеих дверцах пассажирского салона вместо герба - изображения короны Пехлеви. В истории шахского автовладения это последняя машина, на которой знак статуса пассажира настолько минималистичен.

Кстати, заднее левое окошко лимузина прострелено (см. ниже справа): авто и его владелец пострадали во время покушения на шаха, случившегося 4 февраля 1949 года у стен Колледжа правоведения Тегеранского университета. Из пяти пуль, выпущенных убийцей, три прострелили фуражку, одна попала в плечо, а еще одна поранила лицо императора (на фото ниже слева: Мохаммед Реза после покушения записывает радиообращение к нации).

Я признателен Акбару Шафи (Akbar Shafiee) и интернет-пользователю Biname за предоставленные фото автомобиля.

* * *

Несмотря на то, что императорский герб Пехлеви появился еще в конце 1940-х, сферой его обитания долгое время оставались исключительно бланки шахских указов (фирманов). Даже там, где употребление герба было уместно и ожидаемо, продолжали использоваться парагеральдические эмблемы, восходящие к допехлевийским образцам.

Один из примеров того – украшение на дверцах кабриолета «Роллс-Ройс» (Rolls-Royce Phantom IV), который был приобретен шахом в декабре 1951 года: вскоре после его женитьбы на Сорайе Эсфандияри-Бахтияри - и не исключено, что именно для нее.

«Фантом IV» - самая эксклюзивная из всех моделей «Роллс-Ройса»: их было изготовлено всего 18 штук (из них лишь 3 были кабриолетами), а до наших дней уцелело только 16. Шахиншах приобрел два «Фантома IV», из которых сегодня существует только лимузин: кабриолет был разобран (сдан на слом?) в 1959 году – возможно, из сентиментальных соображений: семилетний брак с Сорайей драматически расстроился и был расторгнут в апреле 1958-го.

Но мы знаем, как выглядел этот кабриолет, благодаря фотографиям, сделанным в феврале 1955 года в Майми: отправившись в США на отдых, императорская чета прихватила автомобиль с собой. На его дверцах изображен не герб, а эмблема: львы-венценоши, стоящие на ленте в цветах иранского флага и поддерживающие передними лапами корону Пехлеви.

На фото выше справа: изображения государственных леопардов Ирана были нанесены на двери номеров императорской четы в отеле «Сан-Суси».

Все фотографии - Роберта Келли (Robert W. Kelley) из архива журнала LIFE/TIME.

* * *

Черный лимузин «Роллс-Ройс Фантом IV» (Rolls-Royce Phantom IV 4CS6), приобретенный шахиншахом Ирана в октябре 1956 года – родной брат кабриолета той же марки (см. выше), купленного Мохаммедом Резой пятью годами ранее, а также последний экземпляр «Фантома IV» из восемнадцати построенных.

Из множества представительских автомобилей шаха этот «Роллс-Ройс» стал первым, украшенным императорским гербом Пехлеви, который был красками нанесен на обе задние дверцы машины.

«Звездным часом» черного «Фантома» стали первые дни ноября 1960 года, когда Мохаммед Реза приехал на нем в клинику Института защиты матерей и новорожденных (основанный еще Резой-Шахом, он находился на юге Тегерана в районе, жители которого принадлежали к рабочему классу), где его юная супруга, Фарах, 31 октября родила сына - Кира Резу. По воспоминаниям шахини, у клиники собралась многотысячная толпа верноподданных; узнав подъехавший автомобиль шаха, люди прорвали оцепление и бросились к машине поздравлять счастливого отца, буквально оторвав автомобиль от земли.

Еще более триумфальным был проезд «Фантома» по улицам Тегерана несколько дней спустя, когда императорская чета с младенцем возвращалась из клиники во дворец: кавалькаду приветствовали сотни тысяч тегеранцев. Энтузиазм подданных Пехлеви легко объясним - императорский Иран двадцать лет ждал рождения престолонаследника.

На фото: на пути следования «Роллс-Ройса» лежали персидские ковры, а арки были украшены живыми цветами. (Фотографии Лумиса Дина (Loomis Dean) из архива журнала LIFE/TIME).

Летом 1977-го машина была отправлена на ее родину, в Великобританию, для починки, переоборудования салона и перекраски в бордовый цвет. К марту 1980-го, когда ремонт закончился, в Иране уже установился новый режим.

Иногда пишут, будто в споре за машину Пехлеви проиграли новым властям в лондонском суде, но это вымысел – такой тяжбы не было вообще. Во-первых, семья смертельно больного шаха в этот момент была озабочена совсем другими проблемами. Во-вторых, сама по себе претензия бывших владельцев на машину выглядит неправдоподобно, если знать, что годом раньше император отправил обратно в Иран даже собственный «Боинг», на котором улетел из страны в январе 1979-го.

На самом деле, это компания «Роллс-Ройс Мотор Интернэшнл» обратилась в суд за разъяснением, кого ей теперь, после революции, следует считать владельцем свежеотремонтированного «Фантома». Посольство Исламской Республики в Лондоне заявило, что лимузин является собственностью нового государства, и после того, как правительство Хомейни оплатило ремонт машины (25 тыс. долл. США), она вернулась в Иран.

Сейчас лимузин выставлен в Национальном музее автомобилей. Разглядывая дверцы авто, легко обнаружить, что гербы здесь – дореформенные, т.е. расцвечены так, как это было принято до произошедшего в 1971 году изменения герба.

Очевидно, что при перекраске машины гербы не стали рисовать заново, а сохранили те изображения, что были нанесены на дверцы изначально, еще в 1950-ых. Потому и фон под рисунками гербов прежний – черный.

Эти фото бордового «Фантома» - из фотогалереи венгерского интернет-юзера Fomics: в ней больше двух с половиной сотен отличного качества снимков, сделанных в иранском Национальном музее автомобилей.

Продолжение будет.

Источник: Геральдический Иран

[ Обсудить в форуме »» ]

 

© Дмитрий Иванов, учредитель ресурса (2002-2018 гг.). Хостинг: Геральдика.ру.
При полной или частичной перепечатке текстов в Интернете гиперссылка на https://sovet.geraldika.ru обязательна.

SSL