|¤| О проекте    |¤| Последние обновления     
Поиск по Геральдике.ру:

О Геральдическом совете при Президенте РФ


» Первая страница    
О Геральдическом Совете:

» Общая информация

» Состав Совета

» Правовые основы

» История (хронология)

Государственная регистрация

» Официальные рекомендации

» Геральдическая экспертиза

» Регистрация символики

» Геральдический регистр РФ

ПУБЛИКАЦИИ

» Официальные разъяснения

» Конференции и совещания

» Интервью с членами Совета

Данный сайт не является официальным сайтом Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация здесь является справочной.

Интервью с членами Геральдического совета

Интервью с Г.В. Вилинбаховым. Университетская геральдика в России только начинает развиваться

04.07.2012 // ИА Северная звезда

Интервью с Г.В. Вилинбаховым. Университетская геральдика в России только начинает развиватьсяИнтервью с государственным герольдмейстером РФ Георгием Вадимовичем Вилинбаховым.

— В должности профессора вы руководите отделением геральдического художества на кафедре промышленной графики в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица. Что явилось причиной создания этого уникального отделения? Насколько вообще важна преподавательская деятельность для сотрудников Государственного Эрмитажа?

— Преподавательская работа — это существенная часть деятельности Эрмитажа, своеобразная традиция для наших сотрудников, которые преподают в Академии художеств, в Санкт-Петербургском государственном университете, Европейском университете, а также на различных кафедрах истории искусства, которые в последнее время возникли и в других вузах. Эрмитаж сотрудничает с кафедрой музейного дела и охраны памятников философского факультета, с кафедрой музеологии исторического факультета Петербургского университета. Михаил Борисович Пиотровский, директор Эрмитажа, возглавляет кафедру музейного дела и охраны памятников философского факультета, а с недавнего времени и кафедру истории стран Древнего Востока восточного факультета СПбГУ. Я возглавляю государственную аттестационную комиссию на историческом факультете СПбГУ.

А если говорить о художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, то, во-первых, среди сотрудников Эрмитажа традиционно много выпускников этой академии: прежде всего, реставраторов, которые трудятся в мастерских и лабораториях реставрации тканей и предметов прикладного искусства. Многие из них совмещают работу в Эрмитаже с преподавательской деятельностью в своей alma mater. Идея создания отделения геральдического художества на кафедре промышленной графики Академии им. А. Л. Штиглица возникла как итог практической деятельности, которую мы вели в последние двадцать лет.

До недавнего времени ни один художественный вуз нашей страны не давал какой-либо подготовки в области геральдического художества — особого жанра в творчестве, о котором еще в начале ХХ века писал Владислав Крескентьевич Лукомский в своей работе «О геральдическом художестве России». Мы поняли, что столкнулись с серьезной проблемой, когда в самом начале 90-х гг. началась работа по созданию проекта Государственного герба Российской Федерации. Тогда было представлено много рисунков, и многие из них были сделаны хорошими художниками, дизайнерами, но ни один рисунок не смог претендовать на то, чтобы стать государственным гербом, по одной простой причине: все работы оказались абсолютно беспомощны и безграмотны с точки зрения геральдики.

Геральдика — это своеобразный язык знаков. Здесь ключевым словом является слово «язык» — и как любой язык, геральдика имеет свою грамматику, т. е. правила, по которым составляются гербы; свои диалекты, т. е. особенности и отличия геральдического языка, скажем российского, от геральдического языка других стран; свой набор символов, которым пользуются художники-геральдисты. Художников, которые предоставили свои варианты герба Российской Федерации, никто никогда не учил геральдике — геральдическому художеству, геральдической грамматике, геральдическому языку, стилистике. То есть это была не вина художников, а наша общая беда. И для нас стало совершенно очевидно, что для того, чтобы получать в будущем грамотно составленные гербы, необходимо дать возможность художникам получить соответствующее образование. Это не значит, что мы хотим, чтобы все выпускники художественных учебных заведений были специалистами только в области геральдики — это совершенно ни к чему.

Мы должны дать более широкий кругозор выпускникам Академии имени А. Л. Штиглица — художникам в промышленной графике. Добавить к тому, что они и так знают и умеют, еще и знания в области геральдики. Дать понимание того, что при получении заказа на какое-либо геральдическое изображение, нужно подойти к нему не просто как к одному из видов технической, промышленной графики, не просто перерисовывать изображения из каких-то геральдических книг, а создавать цельное произведение, которое должно иметь свою внутреннюю логику, смысл и подчиняться законам геральдического языка. Именно эта идея руководила заведующим кафедрой промышленной графики Василием Сергеевичем Муравьевым и мной при создании отделения геральдического художества в Академии имени А. Л. Штиглица

— В этом году исполнилось 20 лет Геральдической службе России. Расскажите, пожалуйста, об истории ее создания.

— Необходимость иметь некий центральный орган, структуру или какой-то государственный институт, который будет заниматься вопросами геральдики, стала очевидной еще в 60–80-е гг. и обсуждалась в рамках работы геральдического семинара в Эрмитаже. Было очевидно, что в этой сфере отсутствовала некая государственная политика и когда вопросы геральдики оказывались в ведении тех или иных министерств или ведомств, каждый стремился решать их сообразно своим интересам. Когда в начале 90-х гг. была завершена работа правительственной комиссии по созданию государственных герба и флага России, стало очевидно, что это не конец. Что за этим потянется и работа, связанная с территориальной, ведомственной геральдикой и т. п.

Здесь мы должны сразу оговорить, какой смысл мы вкладываем в слово «геральдика», потому что в русском языке у термина «геральдика» есть три смысла: геральдика — это геральдическая практика, то есть практика создания, практика утверждения, практика использования государственных геральдических знаков. Второе значение слова «геральдика» — это научная дисциплина, которая изучает те самые геральдические знаки, которые создаются в результате геральдической практики. И третий смысл слова «геральдика» — это обозначение совокупности каких-либо геральдических знаков — так возникают понятия государственной, родовой, территориальной, военной, спортивной геральдики и т. д.

Уже в 1991 г. прозвучало предложение о необходимости создания в нашей стране Геральдической службы. Это предложение нашло понимание у руководства страны, и 20 февраля 1992 г. было подписано постановление правительства о создании Государственной геральдической службы Российской Федерации, которая за время своего существования несколько раз меняла свое название и подчинение. Сначала мы подчинялись Правительству РФ и находились в структуре Росархива, а затем, с 1994 г., мы стали структурой администрации Президента Российской Федерации, и сначала назывались Государственной герольдией при Президенте Российской Федерации, а теперь наше официальное название — Геральдический совет при Президенте Российской Федерации.

— В геральдике своя уникальная система символов или символы значат то же, что в мировом художественном искусстве, литературе?

— Конечно, символы универсальны. За время существования человечества им выработано огромное количество визуальных знаков, которые используются для самых разных случаев, в самых разных историко-культурных системах, и геральдика, естественно, пользуется этими же знаками. В разных случаях одни и те же символы могут использоваться как религиозные символы, как светские символы, как элементы эмблематики, но могут использоваться и как геральдические знаки. Нет чего-либо, что существует только в геральдике, специально для нее.

Другое дело, что в геральдике существует своя стилистика, своя система художественного воспроизведения тех или иных знаков. Можно сказать так: любой геральдический знак является либо символом, либо эмблемой, то есть композицией, составленной из какого-то набора символов, но эмблема или символ становятся геральдическим знаком только тогда, когда они выполняют соответствующую социальную функцию.

Какова социальная функция, которую выполняют геральдические знаки? Геральдические знаки существуют для того, чтобы обозначать ту или иную социальную систему — микро или макро: то есть это знак, который обозначает либо индивидуума (человека), либо какую-то социальную группу, маленькую или большую. Если этот знак существует для того, чтобы обозначать, указывать на то, что одна группа отличается от другой группы, тогда он выполняет функцию геральдического знака. Например, многофункциональное, многозначимое изображение меча может рассматриваться и как атрибут Марса, и как символ святого апостола Павла в христианской религии. В тех же случаях, когда изображение меча служит для обозначения какой-то социальной группы, оно выполняет геральдическую функцию.

— Сейчас в большей степени время логотипов. Можно ли сказать, что логотип в какой-то степени вытесняет герб?

— Конечно, нет. У логотипов иная функция. Они, как правило, обозначают продукцию. Однако логотип тоже может превратиться в геральдический знак, если он начнет обозначать не только продукцию, но и сотрудников, то есть их принадлежность к этой корпорации. Так, допустим, происходит в Японии, где почти у каждого на пиджаке есть значки, которые указывают на ту корпорацию, где работает человек, — и тогда этот значок превращается в геральдический знак.

— Для того чтобы создать герб, нужно творческое вдохновение или достаточно просто хорошо знать историю геральдики? Можете ли вы сказать, что геральдика — это не только наука, но и искусство?

— Геральдическое художество, конечно, искусство. А вот на ваш вопрос о вдохновении я затрудняюсь ответить, потому что для этого нужно быть геральдическим художником. Могу сказать одно — даже при отсутствии творческого вдохновения рисунок у художника должен получиться профессионально грамотный. То есть настрой может повлиять не столько на содержание, сколько на форму. И будет ли итоговая работа красивым изящным произведением искусства или сухим рисунком, в обоих случаях она будет отвечать всем законам геральдического художества.

Вопрос о творчестве тем более интересен, что в геральдике нет эталона изображения. Распространенная ошибка думать, что узаконенный герб нужно воспроизводить один к одному. Это не так. На самом деле в геральдике эталоном является описание. Поэтому любое изображение, которое соответствует описанию, это и есть тот самый герб. Дело в том, что сама геральдика и практика геральдической науки — в общем, достаточно традиционные и при этом очень функциональные. Если сейчас мы знаем, что изображение может быть воспроизведено один к одному с помощью современных технических средств, то представьте себе Средние века — каким образом можно было это осуществить? Нарисовать герб на щите, вышить на знамени, награвировать на печати — это было технически невозможно воспроизвести в точности. И поэтому важным было только соответствие описанию, а как это будет художественно нарисовано и затем неоднократно воспроизведено — не имело значения.

— Какой бы вы хотели видеть Геральдическую службу в будущем?

— Конечно, хотелось бы, чтобы у нас была более сильная база, связанная с обеспечением деятельности совета. Определенные трудности связаны с тем, что у нас всего два штатных сотрудника в Администрации Президента, которые ежедневно обеспечивают нашу работу. На их плечи ложится такая большая работа, как ведение Государственного геральдического регистра, внесение в него официальных геральдических знаков, существующих в нашей стране, подготовка ответов на многочисленные письма и т. д. и т. д. — конечно, для такого объема работы двух сотрудников недостаточно. Число сотрудников нужно увеличивать и в идеале создать в будущем в Администрации Президента РФ специальный геральдический департамент, который бы и обеспечивал работу Геральдического совета при Президенте РФ. Что же касается логистики самой работы, то, с моей точки зрения, она вполне удовлетворительна.

— Существует ли в нашей стране такое понятие, как университетская геральдика? Обращаются ли к вам вузы с тем, чтобы вы помогли им в создании собственного герба?

— Вузовская, или университетская геральдика у нас, в общем-то, развита довольно слабо. Как таковых гербов у наших вузов, в общем-то, и не было, в отличие, скажем, от европейских вузов, где каждый большой университет и даже колледж имеют свой герб и подчеркивают свои отличия от других учебных заведений в оформлении галстуков, пиджаков, академических одежд. У нас пока только в некоторых университетах, в частности, в СПбГУ, пытаются создавать нечто подобное — общей системы для государственных вузов в этом вопросе не существует. Видимо, это та работа, которую нам еще со временем предстоит проделать. Наши вузы, разумеется, придут к пониманию и осознанию необходимости создания собственной вузовской геральдики — и тогда Геральдическая служба с удовольствием окажет помощь и будет сотрудничать с ними в этой сфере.

Источники: Санкт-Петербургский вестник высшей школы

[ Обсудить в форуме »» ]

 


Веб-сайт sovet.geraldika.ru является частью веб-сайта Геральдика.ру и не является официальным веб-сайтом
Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация, приводимая на sovet.geraldika.ru, является справочной.
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, в Форуме или по адресу support@geraldika.ru
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2019 Геральдика.ру
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!