02.11.2014 // Игорь Осипов Предлагаемый ниже фрагмент работы И.А. Осипова "Рисунки в сочинениях иностранных писателей о Московии 17 века: заимствования, интерпретации, фантазии" посвящен известнейшему, но до сих пор не исследованному памятнику русской геральдики. Специально для публикации на сайте "Геральдика Сегодня" текст выправлен (уточнен и дополнен) автором. Редакция сайта снабдила текст иллюстрациями, которых в бумажной версии статьи нет. Редакционные примечания подготовлены Дмитрием Ивановым - геральдическим редактором текста.
* * *
ГЕРБ РОССИИ В ДНЕВНИКЕ И.-Г. КОРБА И ЕГО "ПРАВКА" Г. ГЮЙССЕНОМ
Предположительно в 1700 г. (императорская привилегия датирована 8 октября 1700 г.) было опубликовано последнее, относящееся к XVII столетию, иллюстрированное сочинение о Московии – «Дневник путешествия Иоганна-Георга Корба»(1). Текст «Дневника» сопровожден 11 планами и картами, складным изображением герба русского царства и его областей (см. рис. ниже) и 7 гравюрами, шесть из которых в две страницы, изображающие въезд австрийского посольства в Москву 29 апреля 1698 г., казни стрельцов в октябре 1698 г., катанье посольства в Новодевичий монастырь, торжество водоосвящения 6 января 1699 г., бой отряда Гордона со стрельцами, главный колокол в Москве и флот Петра I.
_______________
(1) Diarium itineris in Moscoviam perillustris ac Magnifici Domini Ignatii Christophori... Anno 1698... Descriptum a Joanne Georgio Korb...-Viennæ Austriæ: typis Leopoldi Voigt, Universit. typog., [1700].
Гравюры из «Дневника» Корба, по мнению П.Н. Апостола, довольно посредственны по выполнению и не могут идти в сравнение с чудесными гравюрами на дереве хроники Герберштейна или резаными на меди гравюрами Олеария(2).
(…)
_______________
(2) Апостол П.Н. Московия в представлении иностранцев XVI-XVII в./Под ред. и с предисл. Г.К. Лукомского. Берлин, 1922. С. 53.
Ни один из рисунков «Дневника» не подписан, но с достаточной вероятностью в отношении некоторых из них можно предполагать авторство самого И.-Г. Корба. В тексте сочинения дается авторское объяснение экспликаций по схемам русских войск, планам крепостей и городов. В полном составе, идентичном оригиналу, рисунки представлены в издании 1906 г. с переводом А.И. Малеина(3). Описание рисунков с отсутствующими авторскими уточнениями приведены в издании 1867 г. при переводе Б.В. Женева и М.И. Семевского(4)
_______________
(3) Корб И.-Г. Дневник путешествия в Московию (1698 и 1699 гг.)/Пер. и прим. А.И. Малеина. СПб., 1906.
(4) Дневник поездки в Московское государство Игнатия Христофора Гвариента,… веденный секретарем посольства Иоганном Георгом Корбом/Пер. с лат. Б. Женева и М. Семевского. М., 1867. С. 48, сн. 12; 30, сн. 30; 110-111, сн. 57; 118, сн. 63; 127-128, сн. 65; 213-214, сн. 5; 258, сн. 42; 336, сн. 3.
ГЕРБ
В венском издании (1700 г.) «Дневника» И.-Г. Корба на гравюре под гербом России начертана посвятительная надпись царю Петру на латыни, в которой литеры (и, одновременно, римские цифры) M, С, D и L выделены особо, в виде заглавных букв: они крупнее тех курсивных, также заглавных, которыми начинаются имя монарха (Petre) и относящееся к нему личное местоимение (Te), отчего двустишие выглядит следующим образом:
MosCos petre DoCes, Data CresCere regna per arMa,
arCes beLLa DoMant, tе MoDo faCta Czaro
Выписанные подряд, литеры образуют следующие последовательности:
[1-я строка] MCDCDCCM
[2-я строка] CLLDMMDCC
Арифметическое сложение всех букв, где M = 1000, D = 500, C = 100, L = 50, образует число 6800, символизм которого неясен (а скорее - отсутствует вовсе). Сгруппированные же исходя из пунктуационной структуры дистиха, литеры-цифры образуют 4 короткие буквенные последовательности:
[1-я строка] MCDC, DCCM,
[2-я строка] CLLDM, MDCC.
Все то же механическое сложение цифр в каждой из групп дает одну и ту же сумму - 1700, при этом только в последней из комбинаций можно признать традиционное обозначение года. В данном случае MDCC (1700) – год привилегии на издание сочинения (цесарская грамота с текстом привилегии датирована 8 октября), который принято считать и годом собственно издания. Вероятно, эту же смысловую нагрузку несут и первые три группы «цифр»; скрывает ли текст двустишия иные "конспирологические" секреты, нам неизвестно.
Сказанное позволяет признать авторство подписи за самим автором «Дневника». ). – Прим. ред. сайта.
А.Б. Лакиер отмечал, что сравнение гербов от Корба с полным титулом Петра I и надписью на его государственной печати доказывает строгое соответствие между титулом государя и атрибутами его герба(5). А.В. Арциховский справедливо полагал, что основой герба для Корба послужили рисунки из Титулярника 1672 г.(6). Уточняя предположение А.В. Арциховского об источнике Корба, Н.А. Соболева отмечает, что эмблемы из «Дневника» не полностью повторяют рисунки Большой государственной книги и обращает внимание на отсутствие у Корба «Погони» с надписью «великий князь литовский» и на отсутствие в Титулярнике изображения всадника, поражающего дракона(7). Здесь, вероятно, имеется ввиду т.н. «ездец», поскольку изображение Св. Георгия, поражающего копьем змея, в качестве герба Карталинских и Грузинских царей в Титулярнике все же присутствует.
_______________
(5) Лакиер А.[Б.]. Русская геральдика. Кн. I. СПб., 1855. С. 281.
(6) Арциховский А.В. Древнерусские областные гербы//Ученые записки МГУ. Вып. 93. История. Кн. 1. М., 1946. С. 45. См. также: Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. М., 1981. С. 195, 197, 199, 201, 203.
(7) Соболева Н.А. Указ. соч. С. 27.
Определенно можно отметить следующее, наличие у Корба русского образца герба в составе эмблем царств и отдельно эмблем областей, подтверждается неоднократным написанием окончания «-ий» (-ij или-ÿ) при перерисовке названий княжеств (например, Полоцкий, Ярославский, Мстиславский и т.д.) и размещением гербов царств на крыльях орла. В противном случае, за секретарем австрийского посольства можно было бы признать безусловное авторство внешнего вида герба российского государства.
У А.И. Малеина находим, что первый обстоятельный обзор «Дневника» был дан И.Б. Менке в 1708 г.(8) Рецензия интересна тем, что в ней, со слов лица, «оказавшего бессмертные услуги русскому народу», разбираются ошибки воспроизведенного у Корба русского герба и дается его точное изображение(9). Ф. Дукмейер полагал, что этим лицом был барон Генрих Гюйссен (см. портрет выше справа) – историограф Петра I и воспитатель царевича Алексея(10)
_______________
(8) Корб И.-Г. Указ. соч. С. VIII, сн. 12.
(9) Acta eruditorum. Anno MDCCVIII publicata… Lipsiae. P. 219; Корб И.-Г. Указ. соч. С. VIII.
(10) Dukmeyer F. Korbs Diarium itineris in Moscoviam und quellen, die es ergаеnzen. Inaugural-Dissertation. [Berlin], 1908. S. 22-23.
В Acta eruditorum приводится описание титула русских царей с упоминанием парижского издания 1680 г. «Состояния империй» Пьера Севоля де Сент-Марта, где приводятся рисунок двухголового орла «в естественном (коричневом) цвете» и составные части царского титула(11; см. рис. ниже слева). Автор обзора перечисляет титулатурные княжества, царства и области русской империи с описанием соответствующих элементов эмблем и их цветов. Помещенное при этом изображение герба (Tab. III. Fig. I; см. рис выше) – есть ничто иное, как герб «Дневника» Корба, но с новыми надписями в эмблемах. Помимо «обновленного» герба, в Acta eruditorum дана прорисовка герба с государственной печати, где он окружен цепью ордена Св. Андрея Первозванного (Tab. III. Fig. 2; автор называет источником изображения «Российскую канцелярию»); тут же – искаженная версия этой прорисовки, опубликованная в одном из немецких гербовников в 1705 году (Tab. III. Fig. 3; см. оба рис. ниже справа)(12). Под рисунками гербов помещена подпись INSIGNIA MOSCOVIÆ ET RELIQVARVM PROVINCIARVM IMPERII RVSSICI, т.е. Инсигнии Московии и других провинций русской империи. Неоднородная штриховка эмблем герба свидетельствует о попытке художника передать таким способом неоднородность цветовой гаммы.
_______________
(11) L’état de l’Empire, d’Angleterre, de Dannemarc, Suede, Pologne, et Moscovie… Par M. de Sainte Marthe… A Paris, MDCLXXX. P. 559-563; Acta eruditorum… P. 220.
(12) А.Б. Лакиер отмечал, что помещенные у Корба на крыльях орла областные гербы, в том же порядке перешли на императорскую печать Петра I (Лакиер А.[Б.]. Указ. соч. С. 236).
Написание наименований княжеств, царств и провинций в комментарии Acta eruditorum и двух вариантах герба (от Корба и от Гюйссена) выглядит следующим образом:
Свой комментарий барон Гюйссен заканчивает удивлением по поводу включения Корбом в печать эмблем Волынской, Подольской, Полоцкой, Витебской и Мстиславской(13). Упоминание этих областей в царском титуле относится ко временам царствований Алексея Михайловича и Федора Алексеевича(14). В титуле Петра I эти области не упоминаются. Следовательно, не будет неправильным предположить, что образцом для гравюры в дневнике Корба послужило некое изображение герба, созданное в период, предшествовавший воцарению Петра I (15).
_______________
(13) Acta eruditorum… P. 223.
(14) ПСЗРИ. Т. I. СПб., 1830. No. 421. С. 734-738; ПСЗРИ. Т. II. СПб., 1830. No. 915. С. 387-388.
(15) Ср.: Арциховский А.В. Указ. соч. С. 45; Соболева Н.А. Указ. соч. С. 28.
Следует отметить, что в последующем гербы из «Ученых записок» вошли наравне с прочей информацией из «Дневника» в сочинение Иоганна Генриха фон Лоэнштейна (J.H.v.L.)(16) «Царь и Великий Князь Московский Петр Алексеевич» 1710 г.(17; см. рис. ниже).*
_______________
(16) Blome A. Das deutsche Russlandbild im fruehen 18. Jahrhundert: Untersuchungen zur zeitgenoessischen Presseberichterstattung ueber Russland unter Peter I. Wiesbaden. S. 10.
(17) Des grossen Herrens, Czaars und Gross Fuerstens von Moscau, Petri Alexiewiz… Von J.H.v.L. Francffurt und Leipzig, 1710. Zwischen s. 192-193.
* На деле вопрос об авторстве сочинения является дискуссионным. Шведский резидент в Санкт-Петербурге историк Карл Рейнгольд Берк в своих «Путевых заметках о России» уверенно называет автором двухтомника «Des Grossen Herrens...» некоего франкфуртского профессора И.Х. фон Люта (Johann Heinrich von Lueth) и, тем самым, по мнению Ю.Н. Беспятых, ставит точку в давнем споре об авторстве (Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях: Введение. Тексты. Комментарии. СПб., 1997. С. 172, сн.**; 277, прим. 236, 237). При этом никакой подробной информации об И.Х. фон Люте у исследователей нет. Впрочем, о личности И.Х. фон Лоэнштейна не известно вообще ничего. Поэтому вопрос о том, кто скрывается за аббревиатурой J.H.v.L., все же следует признать открытым (Ермасов Е.В. Петербург в сочинениях немецких публицистов//Немцы Санкт-Петербурга: наука, культура, образование. СПб, 2005. С. 424, 433-434, прим. 38-40. См. также: Johann Christoph Gottsched: Briefwechsel unter Einschluss des Briefwechsels von Luise Adelgunde Victorie Gottsched. Band 5: 1738–Juni 1739/Hrsg. und bearb. von Detlef Doering, Ruediger Otto und Michael Schlott unter Mitarbeit von Franziska Menzel. Berlin, 2011. S. 290-291). – Прим. ред. сайта.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Герб России в дневнике И.-Г. Корба и его правка Г. Гюйссеном Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|