28.03.2005 // Геральдический совет при Президенте РФ Смысл и задачи геральдической администрации
Геральдическая практика - создание, учреждение и использование государственных, ведомственных, территориальных и общественных геральдических знаков (гербов, эмблем, флагов, знамен, наградных и памятных знаков, форменного костюма со знаками различия и т.п.) - является фактом жизни государства и демократического общества. Возникновение и существование таких знаков вызывается практическими потребностями и происходит самопроизвольно, в большинстве случаев - без руководящих указаний центральной власти.
Существование геральдической практики вызывает возникновение большого количества различных геральдических знаков, которые, рождаясь на местах по частной инициативе, могут сложиться в бессистемную массу различных эмблем, не отвечающую главной задаче геральдики - созданию и функционированию четкой системы визуальных знаков различия. Особенно остро этот вопрос встает в сферах, где геральдический знак является знаком с юридическим смыслом, а система различий, функционирующая посредством применения геральдических знаков, является законодательно установленной и юридически значимой. Такими сферами в первую очередь являются область государственной геральдики (знаковых систем государства и органов государственной и федеральной исполнительной власти) и территориальной геральдики (знаковых систем субъектов федерации и муниципальных образований).
Для того, чтобы обеспечить единый подход к созданию и использованию геральдических знаков в России в 1992 г. была создана Государственная геральдическая служба (с 1994 г. - Государственная герольдия при Президенте Российской Федерации, с 1999 г. - Геральдический совет при Президенте Российской Федерации) и провозглашен принцип проведения единой государственной политики в области геральдики, осуществление которой поручено названной службе. В течение прошедших с момента создания службы 13 лет система геральдической администрации претерпела ряд изменений, направленных на уточнение ее структуры и развитие эффективности ее работы.
Структура геральдической администрации
В настоящее время геральдическое администрирование в Российской Федерации осуществляется следующим образом.
Геральдический совет при Президенте Российской Федерации (действующий на основании Указа Президента Российской Федерации от 29.6.1999 N 856 в редакции Указов Президента Российской Федерации от 25.6.2004 N 799 и от 26.8.2004 N 1121) является центральным органом геральдической администрации, основными задачами которого является проведение единой государственной политики в области геральдики и ведение Государственного геральдического регистра. Единая государственная политика в области геральдики подразумевает обеспечение общего подхода к созданию и использованию всех видов геральдических знаков, который обеспечивал бы, с одной стороны, стройность и логичность системы официальных символов, с другой стороны - предотвращение дублирований и нарушение основных исторических традиций и международных требований геральдической практики. Для исполнения этой задачи Геральдический совет уполномочен:
- обеспечивать работу по созданию и использованию официальных символов и отличительных знаков;
- осуществлять геральдическую экспертизу проектов создаваемых знаков и высказывать рекомендации по доработке проектов в случае необходимости;
- согласовывать на стадии утверждения акты, вводящие в действие те или иные геральдические знаки;
- на основании накопленного опыта практической работы входить с законодательной инициативой по вопросам регулирования принципов создания и использования геральдических знаков, утверждения или упразднения отдельных геральдических знаков;
- разрабатывать рекомендации по вопросам создания и использования официальных символов и отличительных знаков для органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований);
- давать разъяснения и консультации в сфере своей компетенции.
Государственный геральдический регистр Российской Федерации (ведется на основании Указа Президента Российской Федерации от 21.3.1996 N 403 в редакции Указа Президента Российской Федерации от 25.9.1999 N 1273) является единым учетным документом Российской Федерации, созданным с целью систематизации существующих государственных и территориальных геральдических знаков, создания единого информационного поля существующих геральдических знаков и обеспечения защиты утвержденных геральдических знаков. В Регистр вносятся знаки, утвержденные соответствующим законодательным актом и вступившие в силу. Документы о таких знаках представляются в Совет с мест и проходят предрегистрационную геральдическую экспертизу, в ходе которой проверяется соответствие знаков и документов о них требованиям российского законодательства и требованиям единой государственной политики в области геральдики, оригинальность знаков. В случае положительной экспертной оценки знаки представляются к обсуждению на заседании Совета, на котором принимается отдельно по каждому знаку решение о внесении знака в Регистр. Внесенным в Регистр знакам присваиваются регистрационные номера, владельцам знаков выдаются Свидетельства о регистрации установленного образца. Знаки могут быть не внесены в Регистр, если предрегистрационная экспертиза или заседание Совета выявят их недостатки. В этом случае владельцу знака направляется письмо с подробным изложением причин отказа в регистрации и рекомендациями по доработке знака.
Министерство обороны Российской Федерации (на основании статьи 39 Федерального Закона «О воинской обязанности и военной службе») обладает полномочиями центрального геральдического администрирования в вопросах создания и использования форменного костюма. Согласно положениям федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» Министерство обороны осуществляет обязательное согласование проектов форменного костюма и знаков различия. Согласование в Министерстве обороны призвано обеспечить интересы ведомств, в которых предусмотрено ношение военной формы одежды путем обеспечения несходства иных видов форменного костюма с военной формой одежды.
Разработка проектов геральдических знаков всех видов осуществляется собственными силами владельцев и пользователей данных знаков. Поскольку данная работа требует системного и профессионального подхода, постольку в структурах, геральдическая практика которых является особенно широкой, могут создаваться специализированные подразделения, осуществляющие геральдическую работу. Данные подразделения имеются в некоторых федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти ряда субъектов Российской Федерации. Данные подразделения обеспечивают разработку проектов геральдических знаков и документов о них; согласование проектов с Геральдическим советом и, при необходимости, с Министерством обороны и другими службами; обеспечение исполнения принятых решений в своих ведомствах (субъектах федерации). Для обеспечения единого подхода в решении геральдических вопросов по данным ведомствам (субъектам федерации) Геральдическим советом могут устанавливаться договоренности с местными геральдическими подразделениями, согласно которым рассмотрение любых материалов по геральдике данных ведомств (субъектов федерации) осуществляется только в случае предоставления материалов в Совет из названных геральдических подразделений.
Для координации геральдической деятельности в рамках федеральных округов, в соответствии с Распоряжением Руководителя Администрации Президента Российской Федерации, в составе Полномочных представительств Президента Российской Федерации в федеральных округах определено по одному сотруднику, уполномоченному контролировать и координировать геральдическую практику подразделений органов федеральной исполнительной власти, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, входящих в соответствующий федеральный округ.
Принадлежность геральдических знаков и принципы учреждения геральдических знаков
Геральдические знаки принадлежат тем, кто ими пользуется, а соответственно - создаются по решению пользователя и утверждаются пользователем. Исключение составляют эмблемы и флаги федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, которые разрабатываются пользователем, но утверждаются Указами Президента Российской Федерации (т.к. в них наличествует использование Государственного герба Российской Федерации в качестве геральдической основы эмблемы, и само значение данных знаков, как части единой государственной системы основных отличительных знаков, превосходит внутриведомственное) и форменный костюм военных (утверждается Президентом Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе») и гражданских (утверждается постановлениями Правительства Российской Федерации для обеспечения надведомственного контроля и согласования в данной области) государственных служащих. Прочие ведомственные знаки утверждаются распоряжениями по соответствующим ведомствам (для ведомств, в которых возможность наличия данных знаков утверждена Положениями о данных ведомствах). Знаки субъектов Российской Федерации утверждаются законодательными актами соответствующих субъектов Российской Федерации (в соответствии с основными законами (Конституциями, Уставами) соответствующих субъектов Российской Федерации). Знаки муниципальных образований учреждаются решениями органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (в соответствии с федеральным законом «Об основах местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами соответствующих муниципальных образований).
Всякий знак является действующим с момента его принятия местным актом. Внесение знака в Государственный геральдический регистр не является актом утверждения или вступления знака в силу. Внесение знака в Регистр служит:
1) введению знака в единое информационное пространство Российской Федерации;
2) обеспечению знаку юридической защиты на территориях и в ситуациях, когда не действует акт владельца знака о его утверждении;
3) подтверждению и закреплению в федеральном масштабе прав владения и использования знака за тем, кем (для кого) данный знак утвержден.
Принципы осуществления геральдического администрирования
Геральдический совет в своих решениях и заключениях геральдической экспертиз руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, актами о Совете, нормами местного (ведомственного и субъектов Российской Федерации) законодательства, если таковые имеются и применимы к конкретным случаям. Однако не все вопросы геральдической практики возможно и целесообразно отрегулировать законодательно. Единость государственной политики в области геральдики обеспечивается соблюдением норм законодательства о геральдике и не установленных законодательно методических подходов, основанных на соблюдении исторических традиций и международных обычаев в области геральдики. Распространение методических требований производится Советом посредством издания методических рекомендаций по отдельным вопросам и представления заключений геральдических экспертиз.
Проблемы и перспективы геральдической администрации
Общее состояние решенности геральдических вопросов в России следует признать незавершенным. В связи с введением новой структуры организации органов федеральной исполнительной власти в 2004 г. глубокой переработке подвергается система геральдического обеспечения деятельности федеральных ведомств. Не во всех субъектах Российской Федерации решены вопросы создания и использования официальных символов. Проводимая в настоящее время муниципальная реформа, многократно увеличивающая количество муниципальных образований в Российской Федерации, каждое из которых в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обладать собственной символикой, подлежащей государственной регистрации, предполагает решительное увеличение объемов работы в сфере муниципальной геральдики. Остро стоят вопросы системы форменного костюма государственных военных и гражданских служащих, защиты геральдических знаков, вопросов использования государственной, ведомственной, региональной и муниципальной символики. Учитывая опыт прошедших лет, можно заключить, что процесс становления геральдической системы в России будет продолжаться еще в течении как минимум пяти-семи лет. В этих условиях объемы работы центральной геральдической администрации и администрации на местах будут, как минимум, оставаться не менее плотными, чем в настоящее время, а скорее - продолжат увеличиваться.
Накопление практического опыта геральдической работы приводит к тому, что выявляются крупные проблемы общегосударственного масштаба, решению которых в значительной степени способствовало бы законодательное регулирование. В настоящее время ведется работа по подготовке актов регулирующих вопросы практик форменного костюма, ведомственных наград, общих элементов в территориальной символике. Совершенствование законодательной базы геральдической работы является одной из ближайших задач, решение которой позволит дать прочное юридическое основание современной и будущей российской геральдической практике.
Порядок работы Геральдического совета при Президенте Российской Федерации
Основные решения и заключения Геральдического совета при Президенте Российской Федерации принимаются на заседаниях Совета. Заседания Совета проводятся раз в один-два месяца и продолжаются 1-2 дня. На заседаниях Совета в первую очередь рассматриваются вопросы проведения единой государственной политики в области геральдики (выработка общих подходов и методических оснований для решения основополагающих вопросов геральдической практики, разработка и обсуждение проектов законодательных и нормативных материалов, методических рекомендаций, принципов проведения геральдических экспертиз) и вопросы о внесении знаков в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. По мере необходимости и в особо важных случаях на заседания Совета выносятся вопросы о геральдический экспертизе отдельных знаков и комплексов знаков, обсуждения конкретных вопросов геральдической практики. Некоторые вопросы могут выноситься для заочного голосования, когда членам Совета раздаются материалы, по которым в установленный срок члены Совета подают свои заключения, на основании которых формируется заключение Совета по данному вопросу.
Проведение предварительных и предрегистрационных экспертиз, подготовка консультаций, выполнение других конкретных практических задач обеспечиваются Председателем Совета - Государственным герольдмейстером, посредством поручений отдельным членам Совета, рабочим группам из состава членов Совета или членов Совета с привлечением необходимых специалистов. Подготовку и проведение заседаний Совета осуществляет Государственный герольдмейстер и действующие под его руководством заместитель председателя Совета и ответственный секретарь Совета. Документооборот и делопроизводство Совета осуществляет ответственный секретарь.
Документы, поступающие в Совет, рассматриваются в течение месяца со дня их поступления. В случае необходимости вынесения вопроса, поставленного в поступившем документе, на заседание Совета, вопрос выносится на ближайшее к моменту поступления документа заседание. В случае, если документ, требующий рассмотрения на заседании Совета, поступил позднее чем за 10 рабочих дней до назначенного срока заседания Совета, рассмотрение этого документа может быть отнесено на заседание, следующее за ближайшим, и, таким образом, срок рассмотрения документа может быть продлен до 2 месяцев. Заключения заседаний Совета по вопросам конкретных заявителей направляются заявителям в течение 15 рабочих дней по окончании заседания Совета. Свидетельства о регистрации знаков в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации направляются владельцам в течение 30 дней с момента регистрации.
Адрес Геральдического совета для корреспонденции:
193124, Санкт-Петербург, Суворовский просп., д. 62, Геральдический совет при Президенте Российской Федерации.
Телефон Совета: (812) 274-35-14.
Факс Совета: (812) 274-21-26.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Геральдическая администрация современной России Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|