|¤| О проекте    |¤| Последние обновления   
Тел. редакции Геральдики.ру: +7 495 542-0692
Поиск по Геральдике.ру:

О Геральдическом совете при Президенте РФ


» Первая страница    
О Геральдическом Совете:

» Общая информация

» Состав Совета

» Правовые основы

» История (хронология)

» Геральдические советы (комиссии) в регионах России

Государственная регистрация

» Официальные рекомендации

» Геральдическая экспертиза

» Регистрация символики

» Геральдический регистр РФ

ПУБЛИКАЦИИ

» Официальные разъяснения

» Конференции и совещания

» Интервью с членами Совета

Данный сайт не является официальным сайтом Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация здесь является справочной.

Геральдическое обеспечение ведомственных наград Российской Федерации (апрель 1999)

Опыт и проблемы создания эмблем-геральдических знаков министерств и ведомств Российской Федерации

05.10.2005 // П.К. Корнаков, начальник отдела по обеспечению деятельности Геральдического совета при Президенте РФ Управления Президента РФ по государственным наградам

Опыт и проблемы создания эмблем-геральдических знаков министерств и ведомств Российской ФедерацииНеотъемлемой геральдической составляющей наградных знаков всех министерств и ведомств являются их эмблемы-геральдические знаки. Они, являясь опознавательными знаками федеральных структур, с одной стороны - обозначают принадлежность к тому или иному министерству, с другой - указывают на профессиональный профиль его служащих. Сегодня уже можно говорить о том, что в России сложилась определенная система геральдических знаков-эмблем, которые с успехом выполняют свое функциональное назначение. Не так было всего несколько лет назад, когда вместо привычных и, казалось бы, «вечных» красных флагов, знамен и серпов с молотами, широко использовавшихся в оформлении ведомственных наград, образовался неожиданный геральдический вакуум. По советской привычке первые разработчики «новых» наград пытались механически заменить красные флаги трехцветными, а серп с молотом - двуглавым орлом. Попытки эти сразу же выявили невозможность этой, казалось бы, простой операции. Поиски выхода из сложившейся ситуации привели к решению: создавать (в том числе и на базе государственного орла) свои, ведомственные варианты отраслевой федеральной символики. Этот путь оказался плодотворным. Если прежний советский герб (СССР и РСФСР) исключал в принципе любую их модификацию и использование как основы профессиональной символики, двуглавый орел оказался для этой цели весьма подходящей геральдической фигурой. Исторический опыт российской геральдики содержал целый ряд вариантов сочетания главной геральдической фигуры с теми или иными профессиональными атрибутами. Двуглавый орел в сочетании с перекрещенными орудийными стволами стал эмблемой гвардейской артиллерии, с топорами - гвардейских саперов, с якорями - гвардейских моряков, с почтовыми рожками - почтовой службы, горняцких молотков - горных инженеров и т.п. Этот опыт и был взят, в первую очередь, при разработке новой ведомственной символики. Одними из первых обзавелись «своими» орлами ГТК России, ФАПСИ, ФПС Российской Федерации, Налоговая полиция, ФСПС, Министерство обороны. Первые знаки и разрабатывались непросто, и статус их был понят и оценен не сразу. Последующие знаки проходили через процедуру создания, согласования, утверждения и регистрации уже намного легче - за последнее время перечень ведомственных знаков, узаконенных Указами Президента Российской Федерации, включает МЧС, МВД, ФСО, ФАПСИ.

В оформлении вышеперечисленных знаков можно выделить три варианта композиции:
1. Помещение на груди орла особого «ведомственного» щита с теми или иными атрибутами (ГТК, ФАПСИ, МВД, МЧС);
2. Помещение атрибутов ведомства в лапах государственного орла (МО, ФСПС, ГНС - теперь Министерство налогов и сборов);
3. Комбинированный вариант - сочетание первых двух (НП, ФАПСИ).

С появлением этих эмблем и с накоплением опыта работы с ними стало ясно, что в ряде случаев вовсе не обязательно изображать всю композицию, что вполне достаточно применить те атрибуты, которые и являются базовыми для ведомства. Так появились в практике полные (большие), сокращенные (средние) и малые эмблемы.

Анализ геральдического материала показывает, что ведомственные эмблемы можно условно разделить на две категории: знаки новые, появившиеся в период 1993-1999 гг., и знаки, условно называемые «старыми», т.е. аналогичные по композиции и функциональному назначению дореволюционным. В последнем случае мы можем говорить о фактах восстановления или возвращения тому или иному ведомству его исконной законной эмблемы, даже если по ныне существующему законодательству оно не имеет права на использование изображения двуглавого орла. К таким знакам-эмблемам можно отнести знаки ФСПС, Лесного ведомства и пр.

Следующая категория ведомственных эмблем, используемых для геральдического оформления наградных знаков, - эмблемы, не имеющие в основе своей композиции изображения двуглавого орла. К ним, во-первых, относятся те из советских эмблем, которые традиционно не были напрямую связаны с государственной символикой - транспортные, связистские, медицинские, образовательные. Их перенос в новое геральдическое пространство современной России произошел естественно и безболезненно. Примером могут служить знаки Министерства здравоохранения, железнодорожного транспорта, Министерства связи, флота и т.д. В то же время новые государственные структуры, не имеющие прямой преемственной связи ни с советскими, ни с отечественными дореволюционными органами власти и управления, нуждаются в оригинальном геральдическом оформлении. Для решения этой задачи существуют два варианта подхода.

Первый из них: в дореволюционной российской геральдике ищется эмблема, наиболее подходящая по кругу выполняемых государственной структурой государственных задач и - после анализа ее геральдического обозначения в системе старых геральдических знаков - выносится решение о степени пригодности ее переноса в современную российскую действительность. В случае необходимости производится та или иная геральдическая корректировка, «модернизация» эмблемы. Примерами такого переноса могут служить знаки и эмблемы современных Центробанка Российской Федерации, Минюста Российской Федерации и др. Если же подходящих вариантов в дореволюционной и советской геральдике не находится, поиск расширяется за счет привлечения международного геральдического арсенала. Прямого переноса эмблематики в этих случаях не происходит: материал так или иначе адаптируется, чтобы логично вписаться в систему общероссийской ведомственной геральдики.

Опыт разработки современных ведомственных наградных знаков, таким образом, убедительно показывает обязательную необходимость использования в первую очередь специфической ведомственной символики (в отличие от наград государственных, где обязательный атрибут - государственная символика). Современная практика разработки ведомственной символики доказала свою жизнеспособность и гибкость возникшей в период 1993-1999 гг. ведомственной геральдической системы Российской Федерации, использующей как модификации общегосударственной федеральной символики, так и максимально привлекающей специфические элементы профессиональной геральдики.

[ Обсудить в форуме »» ]

 


Веб-сайт sovet.geraldika.ru является частью веб-сайта Геральдика.ру и не является официальным веб-сайтом
Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация, приводимая на sovet.geraldika.ru, является справочной.
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, в Форуме или по адресу support@geraldika.ru
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2019 Геральдика.ру
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!