Геральдика.ру - гербы и флаги
16+


Геральдическое обеспечение ведомственных наград Российской Федерации (апрель 1999)

Система наград Министерства обороны Российской Федерации: исторический опыт, перспективы развития и проблемы геральдического обеспечения

07.10.2005 // О.В. Кузнецов, главный военный герольдмейстер, кандидат исторических наук, полковник

Система наград Министерства обороны Российской Федерации: исторический опыт, перспективы развития и проблемы геральдического обеспеченияВ процессе своего становления любое государство обязательно приобретает ряд непременных атрибутов, которые призваны олицетворять систему социальных ценностей в обществе, отражать особенности его функционирования и духовного развития, обычаи и традиции. В этом плане Россия не является исключением. Существенные перемены в ценностных ориентирах общества, ярко проявившиеся в начале 1990-х гг. и являющиеся следствием коренных преобразований в характере цивилизационного развития России, также обусловили изменение знаковой системы, отражающей символическое содержание социальной сферы жизни общества.

Изменения в государственной символике (флаг, герб, гимн и система наград) обусловливают преобразования и в символике государственных институтов, в том числе и в Вооруженных Силах страны. Военные геральдические знаки, в том числе и наградные, призваны отражать основное предназначение и специфику функционирования армии и флота.

Анализ архивных документов в части, касающейся системы награждения военнослужащих и гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации как составной части наградной системы государства в начале 90-х гг. позволяет выделить два основных направления совершенствования данной системы:
1) адаптация наградной системы государства к особенностям деятельности Вооруженных Сил;
2) обеспечение эффективного функционирования подсистемы ведомственных наград Министерства обороны.

Решение первой проблемы, по сути дела, сводилось к созданию эффективно действующего механизма награждения военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил. Второе направление предполагает решение как минимум двух основных задач:
1) совершенствование организации награждения ведомственными наградными знаками;
2) создание подсистемы ведомственных наград Министерства обороны.

Последняя проблема и составляет предмет настоящей статьи. Уже к середине 1992 г. правовой вакуум в системе награждения военнослужащих государственными наградами был практически заполнен посредством издания Указа Президиума Верховного Совета Российской Федерации N 2424-1 «О государственных наградах Российской Федерации» от 2 марта 1992 г., который предусматривал возможность награждения граждан России некоторыми орденами Союза ССР, и принятия других подзаконных актов. В то же время в Министерстве обороны вплоть до 1995 г. имелась единственная медаль для награждения военнослужащих за отличие в боевой подготовке - медаль «За отличие в воинской службе». Право награждения этой медалью предоставлялось Министру обороны» (cтатистика Министерства обороны показывает, что за период с 1992 по 1996 г. было награждено более 55 тыс. военнослужащих Вооруженных Сил). В плане геральдического оформления эта медаль несла вполне нейтральную в политическом отношении символику. Кроме этого, приказом Министра обороны Российской Федерации от 9 ноября 1992 г. N 218 было введено в действие Распоряжение правительства Российской Федерации от 7 сентября 1992 г., по которому был учрежден нагрудный значок «Почетный радист».

Представляется, что первые положительные результаты в работе по созданию ведомственных наград Министерства обороны связаны с подготовкой и изданием приказа Министра обороны от 27 марта 1995 г. N 123 «О наградах Министерства обороны Российской Федерации». Этим приказом было определено, что награды Министерства обороны являются видом поощрения военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, а в отдельных случаях - фактом признания заслуг других граждан России и иностранных граждан перед Вооруженными Силами. Приказом также были установлены медали «За укрепление боевого содружества» и «За отличие в военной службе» трех степеней.

Несмотря на вполне достигнутую идеологическую цель (медали содержали политически нейтральные геральдические элементы, символизирующие предназначение Вооруженных Сил), в плане геральдического оформления учрежденные медали трудно назвать верхом медальерного искусства. Проект медали «За отличие в военной службе» строился на основе одного из вариантов единой эмблемы Вооруженных Сил (щит на фоне скрещенных мечей, крыльев и якоря) и предполагал наличие эмали. Однако - в целях удешевления проекта - медаль была выпущена без эмали, что сделало ее тусклой и невыразительной. Кроме того, в этом случае сразу бросается в глаза несоответствие традиционно используемого металла степенности медали. Ранее первая степень медали «За безупречную службу в Вооруженных Силах СССР» изготавливалась из серебра и звезда на ее лицевой стороне покрывалась горячей рубиновой эмалью. Это выделяло данную медаль, делало ее более выразительной и повышало ее значимость. В нашем случае становится совершенно непонятно, почему первая степень медали изготавливается из белого металла, а вторая из желтого. Геральдическое оформление медали «За укрепление боевого содружества» также, на мой взгляд, неточно отражает ее смысловое содержание, имеет неоправданное совмещение иконических знаков и знаков языковой системы. Более того, название медали, выполненное мелким шрифтом, нечитаемо и, как следствие этого, представляется нецелесообразным.

Этим приказом также определялось, что к наградным знакам Министерства обороны относятся: звания, медали, нагрудные знаки и значки. При установлении конкретной награды требовалось обязательно разрабатывать, наряду с положением о награде, ее описание и рисунок. В дальнейшем структура наградных знаков была уточнена (медали; знаки к почетным званиям военнослужащих; нагрудные и нарукавные знаки, в том числе памятные. См.: Приказ Министра обороны РФ от 7 августа 1996 г. N 280 «Об упорядочении решения вопросов, связанных с награждением личного состава Вооруженных Сил РФ государственными наградами РФ и наградными знаками Министерства обороны РФ»).

Издание этих приказов было очень своевременным и позволило значительно упорядочить работу по созданию наградных знаков Министерства обороны. Такая необходимость стала следствием сложных социальных процессов в обществе и в Вооруженных Силах. Дело в том, что изменения в общественном самосознании граждан России, в том числе и военнослужащих, вызвали к жизни стихийный процесс создания военных геральдических знаков непосредственно в воинских частях. Как правило, поводом к созданию этих знаков служили предстоящие юбилеи воинских частей или памятные даты. К середине 90-х гг. в этом процессе наметились две явно выраженные тенденции.

Первая тенденция была направлена на заимствование принципов построения знаков воинского различия в армиях государств Западной Европы, США и т.п. Эта тенденция отражает приоритеты европейского типа цивилизационного развития, а характерные для нее знаки, образно говоря, «ощетинились клыками» пантер, леопардов и прочих, не характерных для России хищников, якобы символизирующих высокие боевые качества воинских частей и подразделений. Эти знаки несут идею индивидуализма, исключительности, но не содержат главной идеи - традиционных для «христолюбивого» воинства российского чувства долга, беззаветного служения Отечеству, гуманистических начал и глубоких исторических корней.

Вторая тенденция отражает направленность на возрождение различительных знаков российской армии, учрежденных до 1917 г. (к слову: в законодательных и подзаконных актах, а также в других письменных источниках периода императорской России, понятия «знаки различия» не встречается. По мнению автора, любые внешние отличительные признаки воспринимались россиянами, и военнослужащими - особенно, как награда за государственную службу, а следовательно являются знаками отличия). Значительная часть таких знаков создавалась с использованием исторически сложившихся практики создания наград и принципов построения воинских гербов армии России, которые воспринимались нашими соотечественниками на протяжении почти двух столетий как символы воинской доблести и чести. Уверен, что знаки, возрожденные на их основе, не будут чуждыми и воинам современных Вооруженных Сил России.

В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, имеется значительное количество военных геральдических знаков, в том числе и наградных, которые Указом Президента Российской Федерации от 27 января 1997 г. определены как «экспериментальные».

Таким образом, в истории развития военной геральдики в России определился еще один исторический период (1992-97 гг.) «экспериментальных военно-геральдических знаков». Этот период характеризуется несколькими подходами как к организации военно-геральдической работы, так и к созданию системы военно-геральдических знаков в различных органах исполнительной власти.

В Министерстве обороны также был разработан целый комплекс проектов ведомственных наград и других знаков. Однако централизованная реализация всего проекта потребовала бы финансовых затрат в сумме около 10 млрд. неденоминированных рублей. Отсутствие прямого финансирования разработки и изготовления наградных знаков не позволило осуществить это намерение.

Однако на отдельных наиболее важных участках деятельности Вооруженных Сил по различным причинам потребность в награждении военнослужащих наградными знаками была настолько высока, что финансовые препятствия были преодолены. В течение 1996-97 гг. были учреждены знаки:
- «За дальний поход» (см.: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 123 «Об учреждении нагрудных знаков «Командир корабля» и «За дальний поход»);
- «Чемпионат Вооруженных Сил Российской Федерации (1, 2, 3 место)» и «Первенство Вооруженных Сил Российской Федерации (1, 2, 3 место)» (cм.: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 7 мая 1997 г. N 175 «Об учреждении спортивных нагрудных знаков в Вооруженных Силах Российской Федерации»);
- «За разминирование» (см.: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18 октября 1997 г. N 378 «Об учреждении нагрудного знака «За разминирование»).

В плане геральдического построения эти знаки, на мой взгляд, являются достаточно логичными и совмещают принципы преемственности и функциональной необходимости. Так, знак «За дальний поход» построен на основе существовавшего ранее - с учетом изменившейся символики ВМФ (флаг ВМФ Советского Союза заменен на Андреевский флаг). Этот знак является примером органичного единения лучших традиций построения фалеронимов СССР и Императорской России и учета интересов развития современных Вооруженных Сил. Особенно хочется отметить, что использование истинного исторического символа ВМФ обеспечило высокую степень психологической готовности военных моряков воспринять этот знак как высокую награду.

Знаки «Чемпионат Вооруженных Сил Российской Федерации (1, 2, 3 место)», «Первенство Вооруженных Сил Российской Федерации (1, 2, 3 место)» и «За разминирование» остались практически без изменений. В них и ранее неярко выраженная символика СССР была заменена на нейтральные общевойсковые эмблемы.

Общим недостатком для приказов, учреждавших знаки этого периода были неточные и не единообразные с точки зрения терминологии описания. Вышесказанное относится и к знаку «Воин-спортсмен», измененный рисунок которого был утвержден в 1995 г. В настоящее время знак также является действующим.

Наградные знаки, учрежденные в 1998 г. отражают рост престижа и значимости наиболее важных структур Вооруженных Сил, прежде всего - Ракетных войск стратегического назначения. Это знаки отличия: «Главный маршал артиллерии Неделин», «За службу в РВСН», а также «За службу в военной разведке», «Специальная служба Вооруженных Сил РФ».

Учреждение этих знаков диктовалось острой служебной необходимостью поощрения за отличия военнослужащих в условиях крайне недостаточного материального стимулирования их служебной деятельности. В плане геральдического оформления эти знаки можно охарактеризовать как недостаточно продуманные, разработанные с большой степенью субъективизма. Хотя в их построении уже можно заметить некоторую системность и обоснованность. Все вышесказанное в полной мере относится и к учрежденному в 1996 г. знаку «300 лет инженерных войск».

Той же необходимостью поощрения служебной деятельности военнослужащих и воинских частей объясняется учреждение в декабре 1998 г. первой в Российской Федерации коллективной награды - Вымпела Министра обороны за мужество и воинскую доблесть (см.: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 декабря 1998 г. N 581 «Об учреждении Вымпела Министра обороны Российской Федерации за мужество и воинскую доблесть»). Вымпел создавался как системный элемент общего комплекса геральдических знаков с учетом традиций построения знамен армии России. Учреждение вымпела знаменует начало нового этапа развития наградных знаков и военно-геральдических знаков в целом.

В плане иллюстрации системного подхода как основополагающего принципа создания системы военно-геральдических знаков, на мой взгляд, можно привести учреждение памятного знака Министра обороны Российской Федерации (cм.: Приказ Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 1999 г. N 59 «Об учреждении памятного знака Министра обороны Российской Федерации»). Знак изготавливается из томпака с эмалью и представляет собой уменьшенную копию штандарта Министра обороны без центрального медальона. В центре полотнища располагается эмблема Вооруженных Сил. Именно использование общих геральдических элементов при разработке различных по функциональному предназначению знаков (знаков принадлежности к конкретному воинскому формированию, памятных, наградных, должностных) позволило воплотить в жизнь принцип системного подхода к их построению и заложить основы стратификации военно-геральдических знаков.

Слабым звеном в системе наградных знаков является то, что многие из них не приведены в соответствие с государственной символикой Российской Федерации. Это касается юридически ныне действующих знаков «Гвардия», «Войска ПВО страны», знаков об окончании военно-учебного заведения, знаков отличников видов Вооруженных Сил и т.п. Представляется, что решение этой проблемы тесным образом связано прежде всего с решением вопроса о принятии Федеральных законов Российской Федерации «О государственной символике» и «О государственных наградах». В этом случае проблема ведомственной символики получит законодательную основу для своего решения.

В плане стимулирования служебной деятельности военнослужащих подсистема ведомственных наград Министерства обороны призвана стать органичным дополнением системы государственных наград. Однако до настоящего времени она находится в стадии разработки. Научный анализ этой проблемы позволяет в общем плане выделить некоторые приоритетные направления совершенствования системы награждения личного состава Вооруженных Сил (подробнее см.: Макаров В.С. «Система награждения в Вооруженных Силах Российской Федерации в 90-е гг. XX в.: историческое исследование» // Дисс. канд. ист. наук. М.: ВУ, 1998. 270 с. 30). В числе этих направлений необходимо особенно отметить:
1) формирование оптимальной системы ведомственных знаков отличия Министерства обороны, способной гармонично дополнить возможности наградной системы государства;
2) научную разработку основ геральдического обеспечения эффективного функционирования наградной системы Министерства обороны.

Представляется, что реализация этих направлений деятельности в практическом плане предполагает скорейшее решение следующих проблем:
- разработка единого категориального аппарата для практической работы по созданию законодательной базы функционирования ведомственных наградных систем;
- определение места и роли ведомственных наградных знаков в системе поощрения военнослужащих в целом;
- разработка общих подходов и принципов решения проблем геральдического обеспечения функционирования ведомственных наградных систем, построения ведомственных наградных знаков в частности.

В плане геральдического обеспечения ведомственных наград представляется целесообразным учитывать следующие предложения:
- использование единого стиля для военно-геральдических знаков (в т.ч. и наградных) различных министерств в зависимости от их функционального предназначения; это позволит четко отличить категорию наградных знаков от других за счет использования присущих только им определенных геральдических элементов: тем самым будет реализована основная функция наградных знаков - отличительная;
- приоритет геральдических элементов, отражающих ведомственные ценностные ориентиры и интересы (ведомственные награды должны нести ведомственную символику, государственные награды - государственную; этот принцип диктуется и необходимостью деполитизации Вооруженных Сил);
- разграничение геральдических элементов в зависимости от функционального предназначения знаков (использование лент с надписями в юбилейных знаках, венков - в наградных, а эмблем, ассоциирующихся с отмечаемыми событиями - в памятных);
- приоритет принципа функциональной необходимости знака в настоящее время над принципом следования традициям его использования и построения;
- соответствие художественной стороны исполнения знаков их реальному статусу;
- приоритет отражения внутриведомственных символов в соответствии с местом знака в системе ведомственной стратификации;
- учет психологической готовности военнослужащих воспринять символическое содержание знака (в т.ч. и при реорганизации воинских частей);
- децентрализованное изготовление военных геральдических знаков при условии жесткого централизованного в рамках министерства контроля за качеством изготовления (что позволит использовать внебюджетные средства на их изготовление);
- возможность ношения для военнослужащих награды низшей степени при получении высшей;
- возрождение коллективных наград для воинских частей (вымпелы, трубы, рожки, знаки отличия, предназначенные для ношения на военной форме одежды);
- необходимость использования в однородных по функциональному предназначению знаках геральдических элементов, отражающих предыдущее награждение.

Хочется надеяться, что краткий анализ исторического опыта развития наградной системы Министерства обороны и высказанные предложения будут полезными для наших коллег из других министерств и ведомств.


Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


Система наград Министерства обороны Российской Федерации: исторический опыт, перспективы развития и проблемы геральдического обеспечения
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости

Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!


Новое сообщение:

 

» Первая страница    

» Форум: Вопросы о Герсовете и гер. регистре

О Геральдическом Совете:

» Общая информация

» Состав Совета

» Правовые основы

» История (хронология)

» Геральдические советы (комиссии) в регионах России

Государственная регистрация

» Официальные рекомендации

» Геральдическая экспертиза

» Регистрация символики

» Геральдический регистр РФ

ПУБЛИКАЦИИ

» Официальные разъяснения

» Конференции и совещания

» Интервью с членами Совета

» Прочие публикации

Данный сайт не является официальным сайтом Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация здесь является справочной.


По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста,
на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице.
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2023 Сетевое издание «Геральдика.ру» | › Условия использования сервисов
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!