20.06.2001 // Ильмира Степанова Беседует Ильмира Степанова, газета "АиФ-Петербург"
Георгий Вадимович, до революции герольдмейстер ведал не только государственной и территориальной геральдикой, но и знаками дворянских титулованных родов. Интересно, а существует ли герб Вилинбаховых? И что Вам вообще известно об истории Вашей семьи?
- Я благодарен деду и отцу, сохранившим память об истории нашего рода в те годы, когда многие по разным причинам старались забыть о своем происхождении. У нас сохранилась родословная, гербовые печати. Герб очень красивый: всадник с саблей противостоит льву, а на небе - изображение звезды. Никаких документов по истории этого герба я не нашел. Даже не знаю точно, какого он времени - самые ранние документы о нем относятся к XVIII веку. Правда, есть устное предание, что эта символика якобы связана с тем, что кто-то из Вилинбаховых участвовал в крестовых походах. Но это только предание. Наш род имеет в России долгую историю, и корнями уходит в XVI век. Первый Вилинбахов (его звали Филипп) приехал в Россию из Южной Германии еще при Иване Грозном. В XVIII-XIX вв. Вилинбаховы были людьми городскими, почти все служили в армии. Двое Вилинбаховы участвовали в Бородинском сражении, один воевал с Наполеоном в армии Витгенштейна. А вот прапрадед военной карьере изменил. Он стал юристом и участвовал в юридической реформе Александра II. Один из его сыновей был расстрелян в начале 30-х. Печальна судьба и трех его дочерей: их расстреляли в 1918 году. И дед, и отец были военными. Отец воевал на Третьем Украинском фронте, демобилизовался, закончил исторический факультет. Человек он был увлекающийся, страстный. Занимался историей военного искусства, историей религии. Последнее его увлечение - аномальные явления. Он возглавлял секцию аномальных явлений в Географическом обществе. В частности, его интересовали описания аномальных явлений в исторических источниках.
Поступив на исторический факультет Петербургского университета, Вы пошли по стопам отца?
- Мой первоначальный выбор определила скорее традиция прапрадеда и прадеда, потому что я собирался поступать на юридический, хотел быть следователем уголовного розыска. Но на принятие окончательного решения повлияли два обстоятельства. Во-первых, мне объяснили, что если я буду следователем, неизбежно придется вступать в партию. Во-вторых, как раз тогда, когда я оканчивал школу, скоропостижно скончались два самых крупных коллекционера оловянных солдатиков в Петербурге: Александр Иванович Любимов и Михаил Викторович Люшковский. Их коллекции собрался тогда приобретать Суворовский музей, а мне предлагали стать хранителем. Но для этого я должен был поступить на заочное отделение исторического факультета. Но когда уже поступил, в Суворовском музее не нашлось ставок. Может, это и хорошо, потому что теперь я работаю в Эрмитаже.
Почему именно Вас собирались пригласить на должность хранителя коллекций Любимова и Люшковского?
- Потому что я сам увлекался оловянными солдатиками. Сначала просто играл с отцом, потом стал собирать. И моим многолетним учителем был Александр Иванович Любимов. После похорон Люшковского он представил меня тогдашней директрисе Суворовского музея и сказал: «Вот этот молодой человек сможет сохранить наши коллекции». А потом, очень скоро, он тоже скончался. И хотя мне не довелось стать хранителем этих замечательных коллекций, в солдатики я играю до сих пор, научил сына. Когда у нас обоих находится свободное время, раздвигаем стол, выставляем две армии, договариваемся о правилах и играем.
А не слишком ли эта игра воинственная?
- Нет, конечно. Ведь само название «солдатики» достаточно условное. Немцы, например, называют их культурно-историческими фигурами. Потому что они могут изображать не только воинов, но и мирных жителей, сцены балов, охоты, сюжеты из литературы, - все что угодно! Игра в солдатики - прежде всего культурно-историческое явление. И само их возникновение очень интересно. И то, какую роль они играли в жизни многих людей. Достаточно вспомнить, как живо, со вкусом, вспоминая детство, описывали солдатиков в овальных берестяных коробочках, купленных в игрушечной лавке Дойникова в Гостином дворе, А.А. Игнатьев, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, Б.Б. Пиотровский, Д.С. Лихачев. Дело в том, что с XIX века солдатики очень точно отозвались на эпоху историзма (раньше принято было изображать только воинов армий своего времени). Стали изготавливать фигурки, изображавшие людей и воинов прошлого. Чтобы сделать такую фигурку, нужно было знать, как выглядели, например, рыцари XV-XVI веков, или североамериканские индейцы, ацтеки, то есть приходилось обращаться к гравюрам, проводить исследования. А это делало мир ребятишек гораздо богаче: они вживались в эпохи, расширялся кругозор.
Так что солдатики выполняли большую образовательную роль. Кроме того, сама по себе игра в солдатики может быть разной. Игра-партия, как в шахматы. Или игра, которая захватывает целую жизнь: придумывается игрушечное государство, где постоянно происходят какие-то события.
Значит, можно сказать, что Ваш интерес к геральдике определили оловянные солдатики?
- Во всяком случае, с них все началось. В солдатики ведь не только играешь, но еще и сам их мастеришь - делаешь формочки, отливаешь фигурки, раскрашиваешь. А чтобы сделать все правильно, надо искать картинки, книги с изображениями знамен и мундиров, - процесс интересный и увлекательный... Кстати, моего сына, который в прошлом году поступил на восточный факультет Петербургского университета, тоже «солдатики попутали». Во время наших игр его увлекла Вторая мировая война, в частности компания в Северной Африке, потом - история Востока.
Что же касается геральдики, то у нас в семье к этому всегда был достаточно большой интерес. Дед был крупнейшим коллекционером экслибрисов в Петербурге, у него был большой раздел гербовых экслибрисов, книги по геральдике, гербовник дворянских семей, полный комплект журнала «Гербовед». Я рос среди этих книг. Поскольку меня интересовала форма, стал собирать военные фотографии. Первыми в коллекции оказались фотографии деда в юнкерской форме, потом - его друзей, знакомых, снимки из семейных альбомов. Вот с этого, наверное, все и началось...
Источники: Газета "АиФ-Петербург", N25 (410), 20.06.2001.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Герольдмейстер играет в солдатиков (Беседа с Георгием Вилинбаховым) Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|