10.02.2009 // Дмитрий Иванов, Михаил Медведев Александр Александрович Фадеев – один из самых выдающихся талантов в истории русского и вообще европейского геральдического искусства. Более тридцати лет, начиная с 1857 года, он был художником Гербового отделения Департамента Герольдии Правительствующего Сената. За эти годы он выполнил тысячи геральдических рисунков, среди них - несколько сотен гербов для жалованных грамот и Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, а также разные версии государственного герба и гербы для членов царствующей династии.
Геральдист-реформатор барон Бернгард Кёне, революционно обновивший русскую геральдику, видел в Фадееве своего воспитанника, свои «творящие руки». По заданию Кёне Фадеевым были отрисованы шаблоны для реформируемых территориальных - губернских, областных, городских и т.д. - гербов, а также типовой шаблон для стандартного дворянского герба. Соответственно, обоим – Кёне и Фадееву - приходится делить и похвалы, и резкие упреки; так, яростно-уничтожающей критике художественное наследие Кёне, т.е. работы Фадеева, подверг, например, В.К. Лукомский (сам, впрочем, ни одного геральдического художника не воспитавший).
Сведения о жизненном пути Александра Фадеева крайне скудны: он пока не нашел своего биографа. Но именно фадеевский талант придал неповторимую прелесть лицу русской геральдики эпохи Александра Освободителя. Больше того: заданный им художественный стиль оказывал влияние на официальное гербовое художество вплоть до краха самой империи и до сих пор соблазняет, вызывая к жизни множество подражаний и подражателей (и вовсе не вина Александра Александровича в том, что пришедшие ему на смену художники Гербового отделения по большей части следовали шаблонам, которые были заданы Кёне и Фадеевым, так что исходные образцы оказались в итоге «замылены» до омертвения).
Прорисованный Александром Фадеевым бланк Гербового отделения представлял собой лист, в центре которого помещался контур геральдического щита, увенчанного коронованным дворянским шлемом с наметом.
По мере надобности бланк размножался типографским способом. Он не задавал общеобязательного изобразительного образца для будущих гербов (в геральдике это невозможно), но лишь облегчал работу - сперва самого Фадеева, а потом и других художников Гербового отделения - по созданию новых гербов нетитулованного дворянства: художники просто «вписывали» новый герб в готовый шаблон, не тратя времени на отрисовку убранства герба (из тех же соображений расцветка герба обозначалась надписями, а не геральдической штриховкой).
Бланк служил исключительно внутреннему делопроизводству Департамента Герольдии и предназначался для представления проектов гербов на согласование герольдмейстеру.
На Высочайшее утверждение подносился уже готовый диплом, где герб был изображен в красках.
Привыкшие к бланку и едва не "воспитанные на нем" преемники художника в Гербовом отделении по большей части ленились (или не находили времени) проявлять творческую инициативу, поэтому вплоть до 1915 года (когда Георгий Нарбут создал новый гербовый шаблон) даже набело отрисованные для Высочайших пожалований новые дворянские гербы, как сетовал Лукомский, "слепо копировали образцы, преподанные вкусами эпохи Александра II", а на деле - все тот же шаблон бланка.
Слева показаны два проекта герба, созданные по "фадеевскому" шаблону (но уже не Фадеевым):
- вверху: разработка для известного сахарозаводчика Павла Харитоненко, составленная на грани веков (Высочайшее пожалование герба состоялось 31 января 1901 года);
- ниже: проект дворянского герба архитектора Виктора Шретера.
* * *
Ниже публикуются только два из множества произведений Александра Фадеева.
Первое относится к раннему периоду его творчества: это фрагменты жалованной грамоты на княжеское достоинство с титулом светлости генерал-фельдмаршалу Михаилу Семеновичу Воронцову (выполнена в 1860 году; здесь приводятся заглавный лист с титулом императора и лист с собственно гербом; текст выполнен типографским способом, все прочее отрисовано кистью Александра Фадеева).
Второй рисунок был сделан Фадеевым в 1882 году для предполагавшейся реформы городских гербов Санкт-Петербургской губернии. Это проект герба для Павловска, где находилась одна из императорских резиденций - в указание на это за щитом скрещены штандарты с имперским гербом. В городе есть построенный императором Павлом замок, носящий причудливое имя "Бип" и, скорее, игрушечный; но Кёне отнесся к нему всерьез и не только ввел в щит изображение условной крепости, но и посадил на городскую башенную корону государственного орла (согласно узаконениям Александра Освободителя, такое увенчание предназначалось для гербов населенных пунктов, имеющих статус крепости). Но проект не дождался Высочайшего утверждения, и Павловск поныне сохраняет свой более старый герб. Конечно же, сам художник не несет ответственности за такой исход дела: насколько успешно он справился со своей частью работы - всякий может судить сам.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Александр Фадеев: герб князя Воронцова и проект для Павловска Обсуждение – комментарии, дополнения, новости (1):
|
ivolga3413.03.2024 14:06
У А. А. Фадеева был сын Владимир. Он окончил худ академию. После окончания работал в геральдической палате, но не долго. Уехал сначала в Малороссию, затем в Сибирь. Умер в 1910 году, в г. Томске. Статский советник. Имел 5 детей. Род пришёл в упадок. 4 внучек, 2 правнучки.
ID: 54204
[a href=https://geraldika.ru/article/1700#a54204]54204[/a] x
|
|