27.12.2023 // Геральдический совет при Президенте РФ Рекомендации Постоянной комиссии Геральдического Совета при Президенте Российской Федерации по вопросам региональной и муниципальной символики (Протокол 116-КТ от 27.12.2023 г.)
При объединении (слиянии) двух и более муниципальных образований (далее – МО), имеющих свою зарегистрированную официальную символику, в новое единое МО, следует учитывать, что официальная символика этих МО с момента ее внесения в Государственный геральдический регистр Российской Федерации (далее – Регистр) официально признана и охраняется государством на федеральном уровне. Ранее внесенные в Регистр знаки не исключаются из него, в том числе – в случае их вывода из употребления (отмены) установленным порядком или прекращения существования их владельца. Это требует особого внимания при учреждении официальной символики для новообразуемых МО (путем объединения двух или более МО).
Вместе с тем в таких случаях необходимо учитывать историческую и системообразующую ценность официальных символов, специальные геральдические требования к их сочетаниям и изменениям. Каждый случай подлежит индивидуальному рассмотрению Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации при проведении регистрационной экспертизы. Однако есть общие принципы, которые имеет смысл учитывать на всех этапах рассмотрения вопроса.
Также следует иметь в виду, что по правилам, установленным Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации, административный статус МО в полных гербах обозначается с помощью муниципальных корон установленного вида. Поэтому в случае изменения административного статуса МО в его полном гербе автоматически должна заменяться муниципальная корона. Если корона ранее отсутствовала, рекомендуется ее внесение в герб в соответствии с новым статусом МО.
I. При объединении (слиянии) в единое МО двух или более самостоятельных МО, имеющих свою символику, зарегистрированную в Государственном геральдическом регистре РФ, допустимы следующие основные варианты создания официальной герба для нового МО:
1. создание составного герба (соединение всех или наиболее важных гербов, принадлежавших объединившихся МО, в одном составном гербе);
2. создание нового неделимого герба, в котором символы из гербов объединившихся МО соединены в цельную композицию;
3. сохранение герба наиболее важного из объединившихся МО в качестве герба нового МО.
При убедительных обоснованиях могут быть также рассмотрены следующие дополнительные варианты:
4. создание нового неделимого герба, не использующего символику гербов существовавших ранее;
5. создание составного герба, в котором новый герб (см. п.2 и 4) соединяется с существовавшими ранее *.
----
* Примечание: см. герб Новокузнецка; зарегистрирован в Государственном геральдическом регистре РФ под № 11894.
При выборе варианта 1 составной герб может быть утвержден для его использования в качестве большого герба, предназначенного для особо торжественных случаев, а в качестве малого герба для повседневного использования может быть принят герб согласно п. 3. Аналогично, при выборе варианта 5, малый герб может быть принят согласно пп. 2, 3 или 4. В подобных случаях все эти варианты герба также подлежат регистрации.
Следует принимать во внимание, что некоторые гербы имеют преимущество перед другими, и необходимо их сохранение в ходе реформ местной символики. Таковы гербы, которые были утверждены в России в законодательном порядке верховной властью в период, когда это практиковалось (далее – исторические гербы). По итогам исследований к ним могут быть приравнены гербы, известные по т.н. самобытной практике (печатям, документам) со сроком давности, превышающим столетие. Если какое-либо из объединившихся МО имело право на исторический герб, предпочтительным решением является вариант 3 – новый герб МО должен воспроизводить исторический (в части композиции щита). Варианты 2 и 4 не применяются. В случае применения вариантов 1 или 5 следует обеспечить присутствие исторического герба в композиции нового составного герба.
Поскольку в Российской Федерации флаг МО является символом, производным из герба, в зависимости от решения вопроса о гербе решается и вопрос о флаге. Существующие принципы согласования флага и герба сохраняют силу. При утверждении составного герба (п.1, 5) флаг может соответствовать одному из соединяемых гербов.
II. Во всех упомянутых выше случаях герб и флаг подлежат направлению на экспертизу и регистрацию в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации. Исключением являются случаи, когда в итоге слияния одно из МО не упраздняется, а сохраняет как наименование, так и свой административный статус, и при этом избран вариант 3, сохраняющий символику этого МО без изменений. В этом случае за гербом и флагом в Регистре сохраняются ранее присвоенные регистрационные номера, а новые свидетельства о регистрации не выдаются. В аналогичном случае, но предполагающем изменение административного статуса МО (например, при преобразовании муниципального района в муниципальный округ), в Регистре также сохраняются ранее присвоенные регистрационные номера герба и флага, а на основании полученных извещений в регистрационные дела вносятся соответствующие записи об изменении статуса владельца символики и ему направляются новые свидетельства о регистрации.
Во всех случаях создания новой символики к решению об ее учреждении должно прилагаться пояснение с аргументацией, отражающей мотивы и историю изменения символики.
В полном гербе нового МО во всех случаях сохраняется правило обозначения принадлежности МО к субъекту Федерации, если такое предусмотрено его законодательством.
Свидетельства Геральдического совета при Президенте РФ о регистрации официальных символов объединившихся (упраздняемых) МО после учреждения на их основе нового МО подлежат передаче на хранение в органы местного самоуправления соединенного МО.
III. В целях сохранения геральдического наследия вновь образуемых МО (городских и муниципальных округов) рекомендуется включать в их Уставы или утверждать иным полномочным актом следующее положение:
«Официальные символы (наименование МО) (гербы и флаги), утвержденные прежними органами местного самоуправления, имевшимися на территории (наименование МО) и внесенные в Государственный геральдический регистр Российской Федерации, признаются культурным и историческим достоянием (наименование МО), а оригиналы их изображений подлежат музеефикации (или иному способу постоянного хранения в соответствующем МО).
Данные символы могут использоваться административными органами управления (флаги – всеми жителями) на территории (наименование МО) в представительских целях. При этом гербы упраздненных муниципальных образований должны воспроизводиться без внешних элементов обозначения административного статуса (муниципальных корон)».
***
Просмотр публикации в формате PDF:
Официальная публикация: Журнал "Гербовый курьер". 2024. № 1 (4). С. 42-43
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Об основных принципах создания официальных символов (гербов и флагов) в случаях объединения (слияния) двух и более муниципальных образований, имеющих зарегистрированную официальную символику Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|