20.02.2002 // Г.В. Вилинбахов Общественная жизнь конца 80-х гг. теперь уже прошлого XX в. была расцвечена разнообразными флагами, эмблемами, нарукавными повязками. Казалось, неожиданно геральдика выплеснулась на улицы и площади наших городов. С вопросов о национальной эмблематике, о гербах и флагах начинались споры о государственном суверенитете. В Прибалтике начался выпуск значков, изображающих флаги, причем не только Литвы, Эстонии, Латвии, но и Армении, Грузии, Азербайджана, Белоруссии, России. Было очевидно, что культурно-исторический феномен геральдики становится важным элементом общественного сознания и политической культуры общества. С помощью геральдики люди выражали свою политическую и гражданскую позицию. Одни носили значки с портретом Ленина, другие - с бело-сине-красным флагом, третьи - с двуглавым орлом. В этих условиях 5 ноября 1990 г. Правительство РСФСР приняло Постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР, в связи с чем была создана Правительственная комиссия, по поручению которой Комитет по делам архивов при Совете Министров РСФСР организовал работу «круглого стола» под руководством председателя комитета Р.Г. Пихои. Именно этому общественному органу, в который вошли такие ученые, как Е.И. Каменцева из Историко-архивного института, Н.А. Соболева и В.А. Артамонов из Института истории АН, С.В. Думин и А.С. Мельникова из ГИМа, Г.В. Вилинбахов из Государственного Эрмитажа, и предстояло подготовить предложения по государственной символике. Впрочем, круг лиц, участвовавших в обсуждении, не ограничивался учеными. На заседаниях «круглого стола» присутствовали депутаты, представители министерств и ведомств, художники. В декабре 1990 - феврале 1991 г. было проведено три заседания, на которых обсуждались генезис и эволюция исторических государственных символов и вырабатывалась концепция государственной символики России. При обсуждении этих академических вопросов иногда шли достаточно горячие дискуссии, рассматривались многочисленные проектные рисунки, поступившие и поступавшие в адрес Комиссии и Комитета по делам архивов.
Уже на первом заседании были сформулированы три направления в подходе к решению поставленной задачи:
1) сохранить социалистическую, классовую символику, лишь слегка модернизировав ее;
2) создать совершенно новые символы, не связанные ни с исторической, ни с социалистической традицией;
3) вернуть исторические символы.
После всестороннего обсуждения первые два направления были отвергнуты, ибо они оказались несостоятельны теоретически, а графически неудачны. Причем второе направление, очевидно, было обречено на неудачу прежде всего в силу того, что в советское время обучению геральдике как научной дисциплине и геральдическому искусству не уделялось достаточного внимания. Особенно это относится к так называемому «геральдическому художеству», которому не обучали ни в одном художественном учебном заведении страны. Были утрачены прекрасные традиции русских геральдических художников таких, как, например, Г. Нарбут, И. Билибин. В силу этих причин большинство представленных проектов были слабыми с художественной точки зрения, бедны идеями и символическим языком.
Вопрос о возвращении исторических государственных символов России всесторонне обсуждался на каждом заседании «круглого стола».
Предложение о восстановлении бело-сине-красного полосатого флага практически не вызывало возражений, и небольшая дискуссия возникла лишь в связи с предложением изменить ширину полос, что было отвергнуто.
По вопросу о возвращении двуглавого орла в качестве Государственного герба России было много споров и возражений. Оппоненты видели в нем лишь монархический символ (эмблему Российской империи), который, как они считали, не имеет будущего и который не примет народ. Однако шаг за шагом участники «круглого стола» продвигались в разрешении возникавших сомнений, добывали все новые факты, доказывающие широкий и глубинный смысл этого символа, его универсальность, выдвигали аргументы в пользу признания за двуглавым орлом права вернуться в Россию в качестве ее Государственного герба. Почти 500 лет назад стал символом российской государственности двуглавый орел. В таком качестве он представлял и Великое княжество Московское, и Московское царство, и Российскую империю, и Российскую республику.
В конечном итоге «круглый стол» выработал предложения, которые и были представлены Правительственной комиссии Совета Министров РСФСР: в качестве Государственного флага РСФСР принять бело-сине-красный флаг; Государственного герба РСФСР - золотого двуглавого орла на красном поле. Материалы «круглого стола» были опубликованы в различных периодических изданиях (Герасимова Н. Двуглавый орел: взгляд справа и слева // Ленинские искры. № 12. 21 марта 1991 г.; Корякин Р. Двуглавый орел: прерванный полет // Союз. № 13. Март 1991 г.; Монахов В., Сапрыков В. Герб и флаг: какими им быть? // Народный депутат. 1991. № 5; Двуглавый орел: снова в полете? Какой быть государственной символике России? // Родина. 1991. № 5. С. 44-47). Однако все же нельзя сказать, чтобы работа «круглого стола» и Правительственной комиссии привлекла к себе большое внимание прессы. Рассмотрев на своем заседании представленные предложения, Правительственная комиссия приняла решение не торопиться с внесением предложений Совету Министров и Верховному Совету РСФСР об изменении государственной символики в период предвыборной борьбы за пост Президента России.
Однако развитие событий подсказывало, что герб и флаг - это лишь начало работы, что необходимо создавать постоянный геральдический орган, как это было до революции и как это существовало в некоторых странах. Р.Г. Пихоя дал поручение подготовить соответствующее письмо с обоснованием необходимости восстановления геральдической службы в России на имя Председателя Верховного Совета Б.Н. Ельцина. Когда письмо было готово, встал вопрос о том, кто должен подписать его. Начали перебирать кандидатуры, набрали с полдесятка. Но, когда был упомянут Д.С. Лихачев, Р.Г. Пихоя сказал: «Если подпишет Лихачев, все другие подписи не понадобятся». Так оно и вышло. Подписанное Д.С. Лихачевым письмо было передано на заседании Правительственной комиссии, но очевидно в сумятице предвыборной кампании не дошло до адресата. После выборов первого Президента России попытка была повторена, и на этот раз все прошло хорошо. Вопрос о создании Геральдической службы обсудили у госсекретаря Г.Э. Бурбулиса и было дано распоряжение готовить проект Постановления Правительства.
Однако политические события в нашей стране 19-21 августа 1991 г., ускорившие смену государственной символики, отложили на некоторое время вопрос о создании геральдической службы. Всем нам памятны эти дни, пролетевшие как одно мгновение, подарившие одним - надежды и восторг победы, другим - отчаяние и горечь поражения. Уже 19 августа над Белым домом в Москве и у Мариинского дворца в Ленинграде реяли бело-сине-красные полотнища. 22 августа было подписано Постановление Верховного Совета РСФСР «Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР», в котором говорилось: «До установления специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России - полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой, алой полос - официальным Национальным флагом Российской Федерации». Видимо, из-за спешки в текст попала серьезная ошибка: Государственный флаг был назван национальным. 25 августа за подписью Председателя Совета Министров РСФСР И. Силаева была разослана Правительственная телеграмма, содержавшая краткое положение о Государственном флаге РСФСР.
Тогда же, в конце августа и сентябре, состоялось несколько встреч в Министерстве культуры РСФСР некоторых участников «круглого стола», представителей Министерства, Росархива, Отдела культуры Правительства. На этих встречах к совместному заседанию коллегий Министерства культуры и Росархива готовились материалы и предложения о новом Государственном гербе. Одновременно рассматривалось несколько проектов рисунка герба. Состоявшееся позднее совместное заседание выбрало из отобранных ранее проектов два для представления Правительству.
1 ноября 1991 г. Съезд народных депутатов России принял поправку к Конституции. Была изменена статья, описывающая Государственный флаг. На съезде не обошлось без конфликта, когда депутаты потребовали объяснения, почему на сцене нет Государственного флага, а стоит национальный флаг России (так он был назван в постановлении Верховного Совета). Председательствующий не нашелся что ответить. Но свежи еще были в памяти августовские события, и поправка к Конституции, касающаяся флага, прошла.
Стало очевидным, что вслед за решением вопроса о Государственном флаге будет решаться вопрос о Государственном гербе. Поэтому в печати стали появляться статьи, направленные против двуглавого орла. Например, одни предлагали в качестве герба журавля (Чулаки М. Герб? Гимн? Флаг? // Известия. 2 октября 1991 г.); другие - ездеца (Белецкий С. Под крылом двуглавого орла? // Невское время. № 89. 30 июля 1991 г.; он же. Каким быть гербу Российского государства? // Невское время. 19 октября 1991 г.).
19 декабря 1991 г. на заседании Правительства РСФСР под председательством Президента вопрос о Государственном гербе был рассмотрен. Были одобрены два предложенных варианта, которые направили на доработку. На следующий день впервые официальные проекты были опубликованы. Эти публикации вызвали новую волну нападок на идею восстановления двуглавого орла в качестве Государственного герба. Назовем статью Б. Родионова «Может ли быть гербом Российской Федерации двуглавый орел, хотя и "подобрее"»? (Известия. 28 декабря 1991 г.) и предложение В. Похлебкина сделать гербом изображение медведя, высказанное в статье «И даже "добрый" орел есть символ царей и империй» (Известия. № 21. 27 января 1992 г.).
Для осуществления государственной политики в области геральдики, в том числе государственной символики, 20 февраля 1992 г. Постановлением Правительства России № 102 была образована Государственная геральдическая служба Российской Федерации. И уже в марте Служба представила на слушаниях в Верховном Совете России проекты Государственного герба. В результате обсуждения было рекомендовано продолжить работу над проектом герба совместно с Комиссией по культуре Верховного Совета. Во время обсуждения многие депутаты предлагали дополнить изображение орла коронами, скипетром, державой и Московским гербом. На протяжении 1992 г. работа по созданию проекта герба осуществлялась совместно Геральдической службой и Комиссией по культуре Верховного Совета.
Стало очевидно, что работу необходимо продолжать на пути поиска компромисса между вариантами, предлагаемыми Правительством (на красном поле золотой двуглавый орел без корон, скипетра, державы, Московского герба) и депутатами (черный двуглавый орел с тремя коронами, скипетром, державой и Московским гербом, на золотом поле). К маю 1993 г. Геральдическая служба, к тому времени переименованная в Управление геральдики Государственной архивной службы (Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.1992 № 1006), подготовила новый рисунок герба, который был согласован с обеими сторонами, участвовавшими в работе Конституционного совещания. Однако дальнейшие бурные политические события задержали решение вопроса о Государственном гербе Российской Федерации до ноября 1993 г.
16 ноября Президент Российской Федерации подписал распоряжение «О разработке проекта Государственного герба Российской Федерации». Этим распоряжением создавалась комиссия, которая должна была подвести итог трехлетней работе и представить Президенту описания Государственного герба и его изображения, разработанные на основе российской исторической символики. В течение двух недель комиссия, которую возглавил Р.Г. Пихоя, провела несколько заседаний и пресс-конференцию, на которой был представлен проектный рисунок герба работы художника Е.И. Ухналева. А к 30 ноября был подготовлен и проект текста указа, который был подписан Президентом России Б.Н. Ельциным в тот же день. Таким образом, с 30 ноября 1993 г. в России Государственным гербом вновь стал двуглавый орел.
11 декабря 1993 г. были подписаны Указы Президента Российской Федерации о Государственном флаге Российской Федерации и Государственном гимне Российской Федерации, а 15 февраля 1994 г. Указ «О штандарте (флаге) Президента Российской Федерации». Таким образом, статус бело-сине-красного флага был закреплен. В принятой в декабре 1993 г. Конституции Российской Федерации не дано описание герба и флага. В соответствующей статье (70) сказано, что их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом. Подготовка этого закона была осуществлена Геральдической службой вместе с Государственно-правовым управлением Администрации Президента Российской Федерации.
К этому времени статус Геральдической службы был повышен. 25 июля 1994 г. она была переведена в состав Администрации Президента Российской Федерации и преобразована в Государственную герольдию при Президенте Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 25.6.1994 № 1539). Тем же Указом было утверждено наименования руководителя Герольдии - Государственный герольдмейстер. Обсуждение законопроекта прошло в Государственной Думе в конце 1994 г., но он не был принят. Вторично он рассматривался в 1996 г. и опять безрезультатно. Лишь в декабре 2000 г. были приняты Федеральные конституционные законы о Государственных Гербе, Флаге и Гимне.
26 июня 1999 г. Герольдия была преобразована в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 26.6.1999 № 856), который состоит из собственно Совета и Отдела обеспечения деятельности Совета. В составе Совета на общественных началах работает семнадцать ведущих специалистов нашей страны в области геральдики. Заседания Совета регулярно проходят в Москве и Санкт-Петербурге. Текущую работу и подготовку заседаний Совета осуществляет Отдел (начальник - П.К.Корнаков), входящий в структуру Администрации Президента Российской Федерации (Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам).
При всех переменах сохранялись основные направления в деятельности Геральдической службы России. На нее возложено проведение государственной политики в области геральдики, разработка и внедрение в практику исторически и геральдически обоснованных систем знаков, обеспечивающих функционирование государственных структур и органов власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Для решения этих задач созданы геральдические службы в ряде министерств и ведомств, геральдические органы (советы, комиссии) в субъектах Федерации. Далее я приведу выдержку из нашего отчета:
«За 10 лет геральдической службой выполнены следующие основные работы: разработаны изображения государственных герба и флага Российской Федерации, принято участие в составлении текстов Федеральных Конституционных законов о государственных символах, обеспечено представление Законов в Федеральное собрание Российской Федерации; принято участие в создании государственных наград; обеспечено проведение ряда государственных церемоний (в том числе церемонии вступления в должность Президентов Российской Федерации 1996 и 2000 гг., захоронение останков императора Николая II, членов его семьи и приближенных в 1998 г., вручение личных штандартов руководителям силовых ведомств и знамен); заложены прочные основы ведомственной геральдической системы: обеспечено создание и утверждение эмблем и флагов 17 ведомств, откорректирована система ведомственных наград, гражданского форменного костюма, проведено свыше 2000 геральдических экспертиз различных военных и гражданских ведомственных знаков отличия и различия; выработаны основные требования и подходы к решению вопросов муниципальной символики. Выполнено до 3500 геральдических экспертиз муниципальных гербов, флагов и других знаков; оказано содействие в разработке гербов, флагов и других знаков ряду субъектов Российской Федерации».
Начиная с 1994 г. регулярно проводятся совещания по вопросам ведомственной и территориальной геральдики, публикуются материалы этих совещаний. В 1997 г. Герольдия совместно с крупнейшими музеями и архивами нашей страны организовала выставку, посвященную 500-летию Государственного герба России, которая была показана в Государственном Эрмитаже и Государственной Оружейной палате. В связи с этим были проведены и научные конференции в Санкт-Петербурге и Москве, а также ряд научных конференций, в том числе в связи с 275-летием Геральдической службы России (1997).
21 марта 1996 г. Указом Президента Российской Федерации был учрежден Государственный геральдический регистр, как единый учетно-юридический документ. Ведение Регистра было поручено Герольдии, что в настоящее время продолжает Геральдический совет при Президенте Российской Федерации. В настоящее время в регистр внесено более 850 геральдических знаков: гербов, флагов, знамен, наград, знаков отличия и различия.
Возвращение к исторической символике - это не только призыв к консолидации общества, его примирению, встрече со своим прошлым. Это одновременно и призыв к разумной, конструктивной, напряженной и повседневной работе во славу Отечества и во благо каждого из его жителей. Хотелось бы надеяться, что Российская Федерация окажется достойной тех символов, под которыми жили многие поколения наших предков.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Геральдические будни Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|