Геральдика.ру - гербы и флаги
16+


Материалы конференции "Геральдика. 10 лет восстановления геральдической службы России" (февраль 2002)

К истории создания геральдической службы России (1722-1725)

20.02.2002 // М.П. Голованова

К истории создания геральдической службы России (1722-1725)Создание в 1722 г. специальной геральдической службы России стало важной вехой в истории отечественной геральдики. В связи с этим в историографии по геральдике вопросы, связанные с основанием и началом деятельности Герольдмейстерской конторы, а затем и Канцелярии герольдмейстерских дел, привлекали особое внимание. Углубленному изучению подвергались немногочисленные письменные источники, непосредственно связанные с деятельностью этих учреждений, в монографических работах как по истории городских гербов (1), так и по истории гербов дворянских (2). Особые страницы историки посвящают уникальной личности Ф. Санти и его деятельности на должности товарища герольдмейстера.

Проблема становления государственной геральдической службы России, эволюции этой службы и ее роли в развитии официальной государственной символики представляется, однако, далеко не исчерпанной. В исследовательском отношении значительные перспективы может дать изучение источников, связанных с репрезентативной деятельностью геральдической службы и ее участием в важнейших государственных церемониях. Фактографический материал корпуса этих источников обширен как по объему, так и по информационной насыщенности.

На данном этапе исследования нами рассматривается период со времени учреждения указом императора Петра I в апреле 1722 г. Ф. Санти на должности товарища герольдмейстера до начала 1725 г. - времени кончины Петра.

Создание специальной геральдической службы с самого начала предполагало целый ряд направлений ее деятельности. Уже в «Проекте Генерального регламента для Геральдической канцелярии», составленном Ф. Санти в июле 1722 г., указывалось, что в сфере непосредственной работы этого учреждения по составлению гербов были: «герб его императорского величества, всех его королевств и царств, провинцей, городов и все гербы шляхетные» (3).

Эту программу деятельности геральдической службы подтверждают сведения челобитной известного художника-геральдиста И.В. Чернавского. Челобитная была опубликована В.К. Лукомским в его известной работе «О геральдическом художестве в России» (4). Челобитная была подана 13 января 1743 г., однако в ней подробно излагаются биографические данные и основные вехи творческого пути живописца. Уже с марта 1722 г. Иван Васильевич Чернавский связал свою деятельность с работой в Герольдмейстерской канцелярии, в октябре 1722 г. последовала резолюция Правительствующего Сената о его назначении в Герольдмейстерскую контору «при графе Сантии живописных дел мастером». Он был определен на эту должность «к сочинению гербов всероссийской империи городовых и шляхетских и к церемониальным делам» (5). Таким образом, в этом источнике сфера деятельности геральдической службы не только подтверждается, но и расширяется.

В соответствии с этой программой, первой работой Франциска Санти, выполненной к сентябрю 1722 г., стало создание герба для государственной печати. Основные цвета государственного герба - черный орел в золотом поле - были законодательно утверждены уже в 1727 г. указом императрицы Екатерины I о государственной печати.

Н.А. Соболева указывает, что после создания рисунков государственной печати, продолжилась работа над большим гербом. Он включил «гербы всех царств, королевств, княжениев и провинцей Российской империи» (6). Под руководством Ф. Санти создавался фонд живописных изображений уже существовавших к тому времени российских гербов и составлялись их описания, соответствовавшие правилам геральдики, а также разрабатывались новые гербы, в том числе тех территорий, которые вошли в состав Российской империи после окончания Северной войны.

Добавим на наш взгляд важные сведения, содержащиеся в делопроизводственных документах фонда Герольдмейстерской конторы РГАДА о том, что уже к 1727 г. по описи имущества Ф. Санти, такое изображение «генерального герба» было выполнено. Главный символ государственности - герб Российской империи с территориальными гербами включил 33 изображения. Важным для нашего исследования является факт, отмеченный в документе, что рисунки герба в красках были выполнены в различных техниках: как на бумаге, так и на ткани (полотне) (7).

Рисунки государственного герба, выполненные под руководством Ф. Санти группой живописцев, активно использовались в оформлении важнейших государственных церемоний. Можно даже с большой долей вероятности утверждать, что после переезда Герольдмейстерской конторы из Москвы в Петербург в 1723 г., Санти и его помощники оставались в Москве, что было связано с участием в подготовке коронации императрицы Екатерины I.

В Петровскую эпоху процесс становления идеологии абсолютизма отразился в выработке целого комплекса знаковых форм. Важнейшими формами репрезентации персоны императора стали торжественные церемонии: триумфы по случаю военных побед, траурные процессии и коронации. Разработка этих церемоний происходила под пристальным вниманием самого Петра I, с учетом традиций, существовавших в Русском государстве, и с активным использованием опыта крупнейших западноевропейских государств: Франции, Швеции, Священной Римской империи (8).

Одним из самых грандиозных торжеств Петровской эпохи стала коронационная церемония 7 мая 1724 г. Петр короновал свою супругу Екатерину Алексеевну в Успенском соборе Московского Кремля, в присутствии высших сановников государства, армии, представителей иностранных государств. Эта церемония явилась важной политической акцией, выражением представлений об императорском статусе российского государя.

Коронация Екатерины I продумывалась очень тщательно. Исследователи отмечали кропотливую работу по подготовке торжества: «Слышно, что Петр готовился к этому торжеству в течение нескольких лет, собирал справки в византийских летописях...». Изучение документов позволяет утверждать, что подготовку коронации осуществляла в основном Коллегия иностранных дел, в ведении которой по существующей к тому времени традиции находилось руководство как дипломатическими, так и придворными церемониями. Создатели церемониала принадлежали к ближайшему окружению императора и, несомненно, действовали по его непосредственному распоряжению.

Особый интерес представляет хранящийся в РГАДА сводный документ, который составлен в виде сравнительной таблицы. Чин венчания русских государей XVII в. в ней сопоставляется с описаниями коронационных церемоний европейских государств - Швеции и Священной Римской империи.

При этом в описаниях церемоний иностранных дворов обязательно указывается участие герольдов. Такие сведения есть в описании церемонии коронации «Цесаревны римской в Праге», в издании описания коронации шведского короля Фридриха I, а также в описании «коронации цесаря Римского Карла VI в короли богемские». В этих церемониях было определено важное место герольдов в коронационной процессии: они либо открывали процессию регалий, либо замыкали процессию регалий и в таком случае их появление предваряло появление самого коронующегося лица.

В описании российской церемонии указано, что герольды возглавляли процессию регалий. В числе немногих самых значительных персон, участвующих в церемонии (таких, как главный маршал коронации граф П.А. Толстой, Я.В. Брюс, который был удостоен чести нести корону, и т.д.), они были названы по именам: «господин Плещеев и господин граф Сантий». Обратим внимание на то, что вероятно, роль Ф. Санти была настолько важна, что в тексте «Описания...» его даже «возводят» в ранг герольдмейстера (источник указывает, что это были «оба герольдмейстера империи»).

Во время самой церемонии в Успенском соборе герольдмейстеры располагались на ступенях коронационного помоста.

Можно предположить, что во время церемонии присутствовали и другие лица, работавшие с Ф. Санти. Так, И.В. Чернавский указывает в своей челобитной, поданной императрице Елизавете Петровне, что «в 724м году во время коронования блаженной и вечнодостойной памяти прелюбезнейшей матери вашего императорского величества рисовал всю церемонию в лицах» (9) - для такой важной работы живописец должен был быть и очевидцем события.

Во время коронации герольдмейстеры были одеты в особые церемониальные костюмы, которые были необыкновенно живописны: «герольдское платье из кармазинного бархата, золотом вышито, на котором был императорский орел». Делопроизводственные документы Оружейной палаты, в которой костюмы оставались на хранении, перечисляют их состав более подробно: «2 шляпы пуховые малиновые, перья белые и красные; два кафтана герольдические бархатные малиновые, орлы шиты шелком; 2 подкафтанья зеленые атласные; рукавицы белые; сапоги бархатные малиновые; епанча материя золотная, платье пурпуровая, рукавицы кожаные, белые, чулки пунцовые».

Приходно-расходные документы специальной комиссии по коронации Екатерины I свидетельствуют, что выполнялись костюмы по заказу графа Ф. Санти и вместе с «другими уборами» (какими - не указано) на изготовление их было потрачено 326 рублей 71 копейка, да еще «за бахраму»- 115 рублей.

Книга расходов денежной казны графа Санти называет и исполнителей-рисовальщиков, получивших вознаграждение за участие в подготовке церемонии: живописцу Федору Фролову «который рисует всякия рисунки» были даны кормовые деньги, а живописцу Ивану Чернавскому «для чиски рисунков на колач дано».

Грандиозное торжество коронации в России включило в себя различные формы презентации императорской персоны - шествия, парады. Повсюду присутствовала государственная символика - двуглавый орел украшал коронационную мантию, навершия скипетров, плафон коронационного балдахина. В делах комиссии коронации императрицы Екатерины I есть сведения о том, что изображение российского герба, украсившего плафон коронационного балдахина, было вышито «по указу Ея Императорского Величества» и последовавшему за ним распоряжению канцлера графа Головкина, по рисунку работавшего с Ф. Санти живописца Ивана Адольского (Одольского). Рисунок Ивана Адольского был выполнен «против изданной в нынешнем 1723-м году новой печати с шестью гербами принадлежащих царств и княжений». За выполненную к коронации работу живописцу 19 октября 1723 г. было заплачено 3 рубля.

«Государственный большой Герб» сопровождал и последний путь первого российского императора в марте 1725 г. В траурной процессии участвовали и знамена с изображениями российских гербов. Процессию государственных регалий перед гробом императора Петра возглавляли уже традиционно «два герольдмейстера империи, Иван Плещеев, граф Сантий».

Большая работа, проделанная под руководством Санти, была высоко оценена: 25 июня 1725 г., уже после окончания всех траурных церемоний, Санти был пожалован придворным чином обер-церемониймейстера.

Таким образом, в соответствии с программой, определенной для геральдической службы с самого момента учреждения, важнейшим направлением ее деятельности стала работа над рисунком государственного герба. Позволим себе предположить, что эта работа была обусловлена как причинами общего характера - общей установкой государства на регламентацию всех сфер жизни, так и более конкретными задачами: необходимостью иметь образец государственного символа, исполненного как некий эталон, который могли копировать в различных техниках для различных целей оформления репрезентативных церемоний.

В 1724-1725 гг. участие в «церемониальных делах» стало одним из основных направлений деятельности Герольдмейстерской конторы. Нововведения в церемониале коронации Екатерины I полностью изменили внешний облик празднества: это и широкое оповещение через печатные манифесты, и участие в коронации герольдов и кавалергардов, и раздача герольдами золотых и серебряных жетонов, и т.д. Как известно эти новшества 1724 г. стали обязательными атрибутами всех последующих российских коронаций.

Ссылки и примечания:

(1) Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика XVIII-XIX вв. М., 1981. С.32-54.
(2) Борисов (Ильин) И.В. Родовые гербы России. М., 1997. С.74-80.
(3) Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. М., 1985. С.40.
(4) Лукомский В.К. О геральдическом художестве в России. М., 1911. С.11.
(5) РГАДА, ф.286, оп.2, д.1, л.186об.
(6) Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. М., 1985. С.44-45.
(7) РГАДА, ф.286, оп.2, кн. 39, л.66об.
(8) Голованова М.П. Некоторые вопросы истории создания коронационного церемониала и комплекса государственных регалий Российской империи (по документам первой половины XVIII в.) // Труды Историко-архивного института. Т.34: Сборник статей геральдического семинара ИАИ РГГУ. Вып.1. М., 2000. С.122-128.
(9) РГАДА, ф.286, оп.2, д.1, л.786об.


Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


К истории создания геральдической службы России (1722-1725)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости

Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!


Новое сообщение:

 

» Первая страница    

» Форум: Вопросы о Герсовете и гер. регистре

О Геральдическом Совете:

» Общая информация

» Состав Совета

» Правовые основы

» История (хронология)

» Геральдические советы (комиссии) в регионах России

Государственная регистрация

» Официальные рекомендации

» Геральдическая экспертиза

» Регистрация символики

» Геральдический регистр РФ

ПУБЛИКАЦИИ

» Официальные разъяснения

» Конференции и совещания

» Интервью с членами Совета

» Прочие публикации

Данный сайт не является официальным сайтом Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация здесь является справочной.


По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста,
на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице.
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2023 Сетевое издание «Геральдика.ру» | › Условия использования сервисов
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!