16+   |¤| О проекте    |¤| Последние обновления   
Тел. редакции Геральдики.ру: +7 495 542-0692
Поиск по Геральдике.ру:

О Геральдическом совете при Президенте РФ


» Первая страница    
О Геральдическом Совете:

» Общая информация

» Состав Совета

» Правовые основы

» История (хронология)

» Геральдические советы (комиссии) в регионах России

Государственная регистрация

» Официальные рекомендации

» Геральдическая экспертиза

» Регистрация символики

» Геральдический регистр РФ

ПУБЛИКАЦИИ

» Официальные разъяснения

» Конференции и совещания

» Интервью с членами Совета

Данный сайт не является официальным сайтом Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация здесь является справочной.

Интервью с членами Геральдического совета

Герб для юридического лица. Интервью с Г.В. Калашниковым

02.03.2017 // BrandLawyer

Герб для юридического лица. Интервью с Г.В. КалашниковымИнтервью с ответственным секретарем Геральдического совета при Президенте РФ Глебом Вадимовичем Калашниковым

- Глеб Вадимович, кто в современной России имеет право на собственный герб?

- Право на герб как в современной России, так и за её границами, как ныне, так и века прежде принадлежит всякому, кто пользуется правами суверенитета и самостоятельности. В это смысле ничего не меняется уже около 800 лет, с тех пор как появились гербы, и останется неизменным, пока гербы существуют. Таким образом, гербом могут владеть государство, органы государственной власти, регионы (в России – субъекты Российской Федерации), муниципальные образования, учреждения, организации, семьи и частные лица. Другое дело, что право не является обязанностью и наличие герба должно быть обоснованно вполне конкретными практическими потребностями владельца. Заводить герб, не зная для чего и как он будет применяться, не имеет смысла. Кроме того, право на опознавательный знак не обязательно реализуется в праве именно на герб. В зависимости от потребностей владельца, функции герба могут исполнять и другие опознавательные знаки – эмблемы и логотипы.

- Существуют ли исторические предпосылки для наличия гербов у юридических лиц?

Юридическое лицо в праве иметь герб, равно как и иной другой опознавательный знак. (Тут необходимо помнить, что герб – это просто частный случай опознавательных знаков, а конкретнее – подвид эмблем. От всех других опознавательных знаков гербы отличаются тем (и только тем), что они составляются и используются по определённым правилам.) «Исторические предпосылки» тому безусловно существуют.

- Оправдана ли, на Ваш взгляд, разработка гербов коммерческими организациями?

- Наличие герба у коммерческой организации вполне оправданно, если этот герб грамотно разработан (и действительно является гербом, а не неким гербовидным суррогатом) и грамотно используется.

Разработка гербов коммерческими организациями является нормальным явлением: разработка герба требует специальных знаний, определённой подготовки и немалого творческого, художественного и юридического труда. Вполне нормально, что такой труд является сферой профессиональных занятий и оплачивается. Другое дело, что далеко не все российские коммерческие организации, занимающиеся такой разработкой, во-первых, действительно обладают профессиональными знаниями, во-вторых, добросовестны со своими клиентами. Впрочем, это печальное свойство любой сферы коммерческих услуг: одни участники рынка трудятся достойно и добросовестно, другие живут за счёт жульничества и сомнительных операций. И геральдика здесь не исключение.

- Чем регулируются правила составления гербов?

- Правила составления гербов аккумулирует наука, которая называется «геральдика». И подобно как филология формулирует правила языка, а математика – правила счисления, так и геральдика формулирует правила составления гербов. Эти правила не фиксируются законами (как не фиксируется законом таблица умножения или правила русского языка), но они столь же обязательны к исполнению, как правила языка или математики. Без их соблюдения гербы не в состоянии исполнять свои практические функции.

Небольшие ограничения накладывает на герботворчество действующее законодательство. Но связаны они не с собственно правилами составления гербов, а с частными моментами использования тех или иных символов. Так, например, в России жестко ограничены возможности использования двуглавого орла для всех, кроме российского государства и федеральных государственных органов. Это вполне логично: защищать Государственный герб и его геральдическую основу – двуглавого орла – целесообразно, поскольку при неконтролируемом использовании он не сможет эффективно организовывать для нас социальное пространство, чётко маркируя в нём государство и государственное. Существует ещё некоторое количество подобных законодательных ограничений, но оно невелико и касается лишь частностей.

- Каковы последствия использования недопустимых элементов?

За незаконное использование Государственного герба России или эмблем, построенных с использованием Государственного герба в качестве геральдической основы, Кодексом об административных правонарушениях предусмотрены довольно существенные штрафы.

- Кто вправе обратится в Геральдический совет за экспертизой герба?

За экспертизой герба (равно, как и любого иного геральдического знака: эмблемы, логотипа, флага, знамени, наградного или должностного знака, знака отличия или различия, награды, инсигнии, форменного костюма или фирменного стиля) в Геральдический совет в праве обращаться все, без малейшего исключения.

- В чем разница между регистрацией в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации и постановкой на федеральный геральдический учет? Являются ли эти процедуры обязательными?

- В Государственный геральдический регистр Российской Федерации вносятся государственные символы Российской Федерации, символы федеральных государственных органов, символы субъектов Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, символы муниципальных образований. Внесение знаков в Регистр обеспечивает им федеральную юридическую защиту, гарантию прав владельцев, подтверждает их геральдическое качество и вводит в единое информационное пространство. Регистр установлен Указом Президента Российской Федерации в 1996 г. Обязательность внесения в него некоторых классов символики установлена законодательно (например, символы муниципальных образований подлежат регистрации на основании статьи 9 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Федеральный геральдический учёт являлся внутренним справочным аппаратом геральдической службы, куда с информационными целями вносились качественные, прошедшие экспертизу и введённые в действие знаки, не подлежащие внесению в Государственный геральдический регистр. Постановка на учёт, ни для кого не являвшаяся обязательной, не давала никаких прав и ничего не обеспечивала владельцу знака. В 2009 году ведение федерального геральдического учёта прекращено.

Источники: BrandLawyer

[ Обсудить в форуме »» ]

 


Веб-сайт sovet.geraldika.ru является частью веб-сайта Геральдика.ру и не является официальным веб-сайтом
Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация, приводимая на sovet.geraldika.ru, является справочной.
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, в Форуме или по адресу support@geraldika.ru
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2019 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!