30.09.2003 // А.Ф. Ворончихин Обретение самостоятельности субъектами РФ в начале 90-х гг. способствовало расширению функций региональных органов власти. Одним из следствий этого процесса стало повышение внимания к созданию местных государственных и муниципальных символов. Их использование в единой геральдической системе государства сделалось насущной необходимостью. В этот период общее геральдическое пространство страны, под которым мы понимаем совокупность знакообразующих структур, действующих в едином геральдико-правовом и административно-территориальном государственном поле, находилось в стадии генезиса. Функции координирующего центра в области геральдики на территории РФ были возложены в конце февраля 1992 г. на геральдическую службу при Президенте РФ. Ряд нормативных актов, разработанных государственной властью страны, а также инициатива создания территориальных символов в регионах привели к появлению новых флагов и гербов субъектов федерации, органов местного самоуправления и муниципальных образований.
Одной из проблем нашего исследования является история создания государственных и муниципальных символов Удмуртской Республики (далее - УР) как отражения общих тенденций в развитии российской геральдики 90-х гг. XX столетия.
Выделим некоторые аспекты данной проблемы.
1. Изучение становления государственных символов (флаг, герб) УР.
2. Разработка герба г. Ижевска (столицы УР) как символа органов местного самоуправления.
3. Символика муниципальных образований (районов) УР и перспективы развития местной территориальной геральдики.
В конце 1992 г. был объявлен конкурс на создание государственных символов УР. Комиссия Верховного Совета по подготовке вопроса о символике УР, возглавляемая ответственным секретарем О. Боткиным, рассмотрела ряд проектов, из которых наиболее удачными были признаны после доработки проекты флага и герба, разработанные Ю.Н. Лобановым. Они были представлены на двадцатой (внеочередной) сессии Верховного Совета Удмуртской Республики двенадцатого созыва осенью 1993 г. Решением этой сессии стало постановление от 4 ноября 1993 г. №548-XII «О Государственном флаге Удмуртской Республики», в котором говорилось о принятии нового Государственного флага УР, признании утратившим силу Указа Президиума Верховного Совета Удмуртской АССР от 10.03.56 «Об утверждении Положения о Государственном флаге Удмуртской АССР» с внесенными в него дополнениями и изменениями, поручении Президиуму Верховного Совета УР утвердить Положение о Государственном флаге УР(1). Также был принят Закон УР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Удмуртской Республики за №549-XII, в 156-й статье которой дано описание Государственного флага УР(2).
Следующим нормативным актом, регулирующим функции Государственного флага, стало постановление Президиума Верховного совета УР от 3.12.93 №1029-XII «О Положении о Государственном флаге Удмуртской Республики»(3). В «Положении» подтвержден государственный статус Государственного флага УР, дано его описание, рассмотрена символика эмблемы (восьмиконечного солярного знака) и полос, время и место поднятия и использования флага.
На двадцатой сессии Верховного Совета республики проект Государственного герба УР был принят после продолжительного обсуждения за основу. Двадцать третья сессия Верховного Совета приняла постановление от 26.04.94 №614-XII «О Государственном гербе Удмуртской Республики» и Закон УР №615-XII «О внесении изменений в Конституцию (Основной Закон) Удмуртской Республики», по которому статья 155 о Государственном гербе дана в новой редакции(4). Президиум Верховного совета УР вынес постановление от 19.05.94 №1131-XII «О Положении о Государственном гербе Удмуртской Республики»(5), которое стало еще одним нормативным актом, закрепляющим государственную символику УР.
Многочисленные доработки проектов флага и герба, неточности при определении и неоднозначная трактовка основных эмблем и цветового оформления государственных символов в местной печати и при обсуждении на сессиях Верховного Совета УР, политическая ангажированность ряда депутатов, а порой и элементарное незнание геральдических правил - все это имело место при принятии государственных символов республики. На наш взгляд, подобные процессы присущи органам законодательной власти и других субъектов федерации(6) в отношении принятия их территориальных символов.
Весной 1991 г. исполкомом горсовета и управлением архитектуры и градостроительства был объявлен конкурс на разработку герба города Ижевска. Устроители смотра-конкурса установили сроки проведения его с 1 марта по 1 мая и к Дню города в июне планировали обсудить проекты. Были оговорены условия экспонирования проектов, варианты их исполнения, установлены премии. Однако конкурс не был доведен до конца. Такая же участь постигла и второй конкурс, проводимый одним из банков города. К моменту проведения третьего конкурса в стране была заложена законодательная основа для развития территориальной и муниципальной геральдики, каковой стали положения Конституции РФ и Закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Указ Президента РФ № 2050 от 30.11.93 «О Государственном гербе РФ». Однако отсутствие нормативных актов о разграничении прав между Государственным советом УР и органами местного самоуправления породило проблему, которая обсуждалась в средствах массовой информации всей страны. Суть происходящего: прецедент, произошедший в Удмуртской Республике по вопросу принятия закона «О самоуправлении», мог возникнуть и в других регионах страны. В такой ситуации принятие герба города рассматривалось как символ его самоуправления. Поэтому постановлением главы местного управления мэра г. Ижевска от 20.03.95 А. Салтыкова был объявлен конкурс на графическое решение герба города, итоги его предполагалось подвести 14 июня 1995 г.
Не останавливаясь подробно на всех перипетиях принятия герба города Ижевска, который продолжался более двух лет, отметим характерные моменты в процессе обсуждения проектов: а) представлено более 40 проектов;
б) конкурс проходил в два этапа;
в) работала экспертная комиссия, созданная 5.06.95, выработавшая свои замечания («Бюллетень жюри по оценке проекта герба города Ижевска», «Записка экспертной комиссии», «Концепция герба города Ижевска, разработанная экспертной комиссией от 27 сентября 1995 г.»);
г) А.Ф. Ворончихиным была проведена геральдическая экспертиза проектов в октябре 1995 г. и 22 ноября 1996 г.;
д) проекты прошли экспертизу в Государственной Герольдии при Президенте России, результатом чего было письмо с подробным комментарием, полученное в Ижевске в марте 1997 г.;
е) на протяжении всего конкурса происходили бурные обсуждения в средствах массовой информации, борьба компроматов, открытое письмо в жюри с протестом.
Все это говорит о том, что интерес к гербу города не ослабевал на протяжении всего конкурса.
Отсутствие свода общих правил, незнание многими членами конкурса и жюри гербоведческих и геральдике-правовых норм затрудняло решение основной задачи - разработку и принятие официального символа города.
Фактически те же трудности встают при разработке символов муниципальных образований (районов) УР. В настоящее время приняты гербы Алнашского, Киясовского, Дебесского и ряда других районов республики. Ведется работа по созданию гербов следующих районов - Каракулинского, Игринского, Красногорского. Автором проектов гербов этих районов является Ю.Н. Лобанов. Использование эмблемы из государственного герба УР, в частности человека-птицы, привнесение в проекты гербов местных, национальных символов - отличительная черта проектов этого автора, работающего в стиле этнофутуризма, - создают неповторимый, присущий только ему почерк в разработке гербов. Однако автор явно тяготеет в композиционном плане к гербовой реформе конца XVIII в., не учитывая совсем другие исторические реалии и другое административно-территориальное деление.
Современное состояние территориальной геральдики в Удмуртской Республике требует новых подходов и решений. В будущем необходимо создание республиканского административного центра, основной задачей которого будет проведение общей политики в области геральдики. Это и выработка концепции единой символики в гербах муниципальных образований, и создание геральдико-правовых и регулирующих документов Удмуртской Республики. Перспективным представляется использование в гербах муниципальных образований герба УР или его составных моментов в вольной части. Учитывая воспитательное значение символов, необходимо создать программу преподавания геральдики в средней, профессиональной и высшей школе, уделять большее внимание наглядной агитации с использованием государственных и муниципальных символов. Также необходимо более тесное сотрудничество с Государственным советом при Президенте РФ, которое помогло бы избежать многих ошибок юридического и геральдического порядка при составлении государственных и муниципальных символов Удмуртской Республики.
Ссылки и примечания:
1. Государственные символы Удмуртской Республики. - Ижевск, 1994. С.3.
2. Правовые основы и перспективы территориальной и муниципальной геральдики.-СПб, 1999. С.4.
3. Государственные символы..., с.5.
4. Там же, с.9, 10.
5. Там же, с.11.
6. Правовые основы..., с.43.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Государственная и муниципальная символика Удмуртской Республики: история разработки и перспективы развития Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|