30.09.2003 // Л.И. Добровольская В 1998 г. торжественно праздновалось 300-летие первого и высшего русского ордена, носящего имя святого апостола Андрея Первозванного, а в июне 2000 г. наступит 275-летний юбилей со дня учреждения следующего ордена, связанного с Петровской эпохой, - ордена св. Александра Невского.
Поскольку создание обоих орденов не сопровождалось утверждением соответствующих статутов, о времени их учреждения до сих пор высказываются различные мнения.
Традиционно принято считать начальной датой существования ордена Андрея Первозванного 1698 г., а ордена Александра Невского - 1725 г.
Статуты обоих орденов были опубликованы лишь 5 апреля 1797 г. в Установлении императора Павла I для российских орденов.
По публикации Д.Н. Бантыша-Каменского известен проект статута ордена Андрея Первозванного 1720 г.(1) Вполне вероятно существование и других неутвержденных вариантов проектов статутов как этого ордена, так и ордена Александра Невского, однако информация об этом не публиковалась.
В АВПР нам посчастливилось обнаружить проекты статутов обоих вышеназванных орденов, поднесенных в 1744 г. императрице Елизавете Петровне, но не конфирмованных ею. Эти документы представляют собой рукописи, выполненные - первая на 32-х, вторая на 16 листах бумаги с водяными знаками. Каждая страница разделена вертикально пополам - слева помещается основной текст, справа - примечания. (Подобным образом написан проект статута ордена Андрея Первозванного 1720 г., также находящийся в этом Архиве.) Судя по следам клея на боковой части страниц, статут ордена Андрея Первозванного был частью некой книги, а статут ордена Александра Невского хранился как отдельный документ.
Начинаются оба статута преамбулами, подобными таковой в проекте статута ордена Андрея Первозванного 1720 г., где объясняется столь значительная задержка при выработке этих документов (как отмечают создатели проектов статутов, лишь к 1744 г. сложилась благоприятная ситуация для их разработки), а также обосновываются необходимость учреждения данных орденов и выбор небесных покровителей, давших им свои имена.
Проект статута ордена Андрея Первозванного включает в себя 37 пунктов, где четко очерчен круг людей, которые могут стать членами ордена, разработаны основные положения и процедура производства в кавалеры, названы их обязанности и права, и определены имущественные права ордена.
При сравнении основных положений проектов 1744 г. с проектом 1720 г. очевидно большое сходство обоих документов. Но существуют и важные различия. Так, в проекте 1744 г. опущено положение о «совещательности» членов ордена при приеме новых кавалеров. Изменено и конкретизировано описание знака и звезды ордена. Надо отметить, что в одном из вариантов проекта 1720 г., хранящегося в этом архиве, описание знаков ордена также отличается от опубликованного Д.Н. Бантышом-Каменским. (Попутно заметим, что в обнаруженном рукописном варианте насчитывается более 20 отличий от опубликованного.)
В проекте 1744 г. приводится подробное описание орденского костюма, существовавшего в таком виде, как свидетельствуют публикации, с 1731 г. Интересно, что в архиве нами была обнаружена Записка с описанием кавалерского платья ордена, в котором надлежало явиться ко двору 30 ноября 1731 г. в день св. Андрея Первозванного, полностью совпадающим с описанием костюма в донесении английского посланника К. Рондо, приведенным в статье Г.В. Вилинбахова «К истории учреждения ордена Андрея Первозванного и эволюции его знака»(2).
В проекте 1744 г. опущен пункт о том, что государь-наследник накануне своей коронации должен был утверждать как сам орден и его уставы, так и всех кавалеров, не называется и число самих кавалеров (для последующего внесения этих данных в тексте оставлено свободное место).
Если в проекте 1720 г. особо оговаривалось, что царевичам и принцам крови не должно давать ордена, пока они еще в колыбели или в младенчестве, то в проекте 1744 г. возраст, в котором они могут стать кавалерами, определяется по усмотрению гроссмейстера.
По новому проекту кавалеры не должны были испрашивать у ордена согласия на женитьбу, ничего не упоминается и об обязанности хранить тайны ордена.
В проекте 1744 г. более детальной разработке подверглись пункты, связанные с процедурой пожалования в кавалеры, увеличивался срок возврата знаков после смерти их владельцев.
Что касается имущественных прав ордена, то при отсутствии в новом проекте пункта о капитале, вносившемся в орденскую казну, в нем даны более точные указания о вотчинах, принадлежавших организации (предполагалось старейшим членам ордена давать в пожизненное владение 4 вотчины с 1000 душ в каждой).
В проекте 1744 г. содержатся и определенные изменения в пунктах, касающихся официалов ордена. Так, в нем предлагалось объединить должности обер-церемониймейстера и секретаря.
Поскольку к 1744 г. уже производились награждения орденом Александра Невского, одной из статей проекта ордена Андрея Первозванного устанавливалась постепенность пожалования этими орденами.
Что касается проекта статута ордена Александра Невского, то его основные положения напрямую связаны с соответствующими разделами в проекте статута высшего российского ордена. В его тексте даются ссылки на конкретные пункты проекта статута ордена Андрея Первозванного, что свидетельствует о том, что предполагалось утвердить их одновременно. Проект содержит сведения о кавалерах, процедуре их принятия, правах и обязанностях, имуществе ордена.
Здесь же даются описания знака ордена, звезды и ленты, которые практически не отличаются от таковых в статуте 1797 г., однако некоторые детали описаны более скрупулезно.
Об орденском одеянии в проекте статута говорится только в разделе примечаний, где предлагается включить в уже имеющееся орденское платье епанчу и шапку, а также рассмотреть вопрос о введении орденской цепи. Впервые о существовании костюма этого ордена упоминается в записи от 30 августа 1736 г. в «Журнале Придворной Конторы на знатные при дворе Ее Императорского Величества окказии»: «В Летнем Ее Императорского Величества Доме имелся банкет, для торжества кавалеров ордена святого Александра Невского, которые тогда были в новом для того дня нарочно сделанном платье»(3).
В работе А. Иванчикова «Кавалерский список, в коем показаны все Ордены в Европе, причины и время их учреждения, знаки и торжественные одежды», изданной в 1794 г., в описании костюма ордена Александра Невского упоминается наличие епанчи алого цвета.
Для подъема авторитета ордена предполагалось изменить чин и возраст вновь пожалованных кавалеров (генерал-поручики в возрасте 40 лет вместо генерал-майоров).
Обнаружение и исследование этих неизвестных ранее официальных орденских документов позволило представить, один из этапов их формирования, а также сделать вывод о том, что уже в первой половине XVIII в. в России закладывались основы наградной системы, законодательно оформленной лишь в 1797 г. при императоре Павле I.
Ссылки и примечания:
1. Бантыш-Каменский Д.Н. Историческое собрание списков кавалерам четырех Российских императорских орденов. - СПб. 1814 г. С.13-55.
2. Вилинбахов Г.В. К истории учреждения ордена Андрея Первозванного и эволюции его знака//Культура и искусство Петровского времени. - Л., 1977.С.144-158.
3. Вилинбахов Г.В. К истории..., с.33.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Два неконфирмованных орденских статута елизаветинского времени Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|