16+   |¤| О проекте    |¤| Последние обновления   
Тел. редакции Геральдики.ру: +7 495 542-0692
Поиск по Геральдике.ру:

О Геральдическом совете при Президенте РФ


» Первая страница    
О Геральдическом Совете:

» Общая информация

» Состав Совета

» Правовые основы

» История (хронология)

» Геральдические советы (комиссии) в регионах России

Государственная регистрация

» Официальные рекомендации

» Геральдическая экспертиза

» Регистрация символики

» Геральдический регистр РФ

ПУБЛИКАЦИИ

» Официальные разъяснения

» Конференции и совещания

» Интервью с членами Совета

Данный сайт не является официальным сайтом Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация здесь является справочной.

Геральдика в прошлом, настоящем и будущем: материал конференции к 20-летию Геральдического семинара при Государственном Эрмитаже (март 2000)

Правовое регулирование территориальной геральдики России: перспективы и проблемы

03.10.2003 // И.М. Карташов

Правовое регулирование территориальной геральдики России: перспективы и проблемыПеремены, произошедшие в нашей стране за последнее десятилетие, открыли или создали для права многие области общественной жизни. Одной из них оказалась геральдика. Подавляющее большинство субъектов Российской Федерации, многие города обзавелись собственными официальными символами, возродив свои исторические гербы, либо создав их впервые. Одновременно с утверждением городских, республиканских, областных и прочих территориальных гербов органы власти включали в соответствующие официальные решения и правила их использования. Обычно законы субъектов Российской Федерации о символике определяют официальные символы субъекта, устанавливают их описание и порядок официального использования. Требований к вновь создаваемым официальным символам законодательство не содержит.

Действующее федеральное законодательство, а именно Указ Президента России «О Государственном геральдическом регистре Российской Федерации», предусматривает регистрацию официальных символов субъектов федерации, муниципальных образований в едином геральдическом регистре. Из текста «Положения о Государственном геральдическом регистре Российской Федерации» можно сделать вывод о необходимости соответствия официальных символов «геральдическим требованиям». Каких-либо иных ограничений законодательство не содержит. Однако сам характер регистрации, фиксирующей уже утвержденные символы, по своей сути делает невозможным активный контроль за их созданием.

Для решения указанных проблем был разработан проект федерального закона «О территориальной символике в Российской Федерации». В Москве эти проблемы уже разрешены на уровне городского закона «О московской городской символике», принятого 20 января 1999 г. Московский опыт, безусловно, должен быть использован в работе над проектом федерального закона «О территориальной символике в Российской Федерации», причем использован творчески. Требования, которые предъявляет жизнь к закону Москвы и к будущему федеральному закону, во многом отличаются.

К моменту принятия этого закона многие районы уже обзавелись своими символами. Однако благодаря деятельности Московской Герольдии большинство из этих символов обладало внутренним единством. По единой схеме было построено описание и объяснение символики, соблюдены геральдические требования, определена связующая деталь - единая «московская» форма щита. Принятый закон закрепил сложившиеся требования, сделал их общеобязательными. Нормативное регулирование порядка создания официальных символов территориальных единиц Москвы помимо закона содержится и в подзаконных актах –«Положение о Комиссии по московской городской символике при Правительстве Москвы», «Положение о геральдическом реестре Москвы», «Положение об официальных символах территориальных единиц Москвы». В настоящее время порядок создания и требования к содержанию официальных символов территориальных единиц Москвы урегулированы полно и исчерпывающе.

На уровне Российской Федерации положение дел другое. Количество гербов и флагов совершенно иное, их на порядок больше. Многие из них имеют многовековую историю, и изменение их вряд ли целесообразно. Поэтому и содержание федерального законодательства должно быть иным.

Предлагаемый проект федерального закона «О территориальной символике в Российской Федерации» наряду с удачными решениями содержит и ряд спорных моментов. Условно он может быть разделен на пять основных частей: 1) определение территориальных символов; 2) требования к территориальным символам; 3) порядок создания и утверждения территориальных символов; 4) правила использования территориальных символов и ответственность за их несоблюдение; 5) порядок введения в действие закона и приведение существующих территориальных символов в соответствие с данным законом.

В докладе подробно анализируется содержание каждой из этих частей; критическому рассмотрению подвергаются отдельные их положения.

Однако в целом обзор положений проекта федерального закона «О территориальной геральдике в Российской Федерации» приводит к выводу о возможности и необходимости его принятия при условии его доработки, основной целью которой должна стать эффективность применений положений этого закона на практике. Принятие этого закона должно не разрушать уже сложившиеся в субъектах Российской Федерации системы территориальной геральдики, а по возможности способствовать их развитию.

[ Обсудить в форуме »» ]

 


Веб-сайт sovet.geraldika.ru является частью веб-сайта Геральдика.ру и не является официальным веб-сайтом
Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация, приводимая на sovet.geraldika.ru, является справочной.
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, в Форуме или по адресу support@geraldika.ru
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2021 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!