03.10.2003 // В.И. Лавренов В отечественной литературе отмечалось, что именование московского князя Ивана III «Великим князем всея Руси» прямо связано с ослаблением и падением Твери в 1485 г. Процесс включения ранее независимого от Москвы государства в русло общерусской национально-государственной программы был длительным и сложным. Он проходил в несколько этапов.
На первом этапе сохранялись традиционные органы власти, тверское войско, система землевладения, что позволяло местному боярству удержать за собой власть в «земле».
На втором этапе Москва стала искоренять остатки политической независимости тверских земель, разрушив их административно-территориальное единство. Завершение этого этапа произошло в 1504 г.
Третий этап связан с включением идеологического наследия Твери в общегосударственную «копилку». Завоевание Твери было выдающимся событием для московской власти, вероятно, более значимым, чем присоединение Новгорода, Пскова и Рязани. Понятие «Тверская земля» содержало в себе нечто большее, чем только политико-географическое образование. Местный, тверской, патриотизм, самодержавное правление тверских князей в своей земле создали исторический феномен «старой и богатой Твери», переживавшей период фактической независимости еще почти сто лет.
Композиция Тверского герба редка для европейской геральдики. Наиболее близкой к ней является композиция Новгородского герба, изображение престола и знаков власти на котором (короны или жезлов) говорит об определенной общности тверской и новгородской эмблем.
Самое раннее изображение венца на престоле, принадлежащее к редким сюжетам раннехристианского искусства, мы находим в мозаике Баптистерия в Равенне (Италия), относящейся к V-VI вв.
Нельзя сказать определенно, когда изображение короны на троне стало восприниматься в качестве герба Твери. Вероятно, появление этого сюжета связано с деятельностью митрополита Макария, и сам сюжет служит своеобразной иллюстрацией к истории подвига Михаила Ярославича - великого князя Тверского и Владимирского, убитого и Золотой Орде в 1318 г. Стараниями митрополита Макария в 1549 г. прошла канонизация св. Михаила Тверского, и как бы вторую жизнь обрела история его мученичества, живо описанная в «Повести о Михаиле Тверском». Именно «Повесть», написанная еще в начале XIV в., впервые выдвигала беспрецедентную для того времени идею самодержавия великого князя Тверского и Владимирского как необходимого условия в деле освобождения Руси от иноземного ига. Признание Михаила Ярославича самодержцем и царем в своей земле потребовало адекватного отражения его власти в эмблематике. Поэтому главным сюжетом на печатях и памятниках искусства первой половины XIV в. стал образ Христа Вседержителя, который можно считать символической основой для более позднего изображения короны на престоле.
Таким образом, определенное сходство композиций тверской и новгородской эмблем, а также вероятная причастность к их появлению митрополита Макария свидетельствуют о наличии определенной теократической доктрины в стремлении выразить представление о царской власти через использование сюжетов и символов христианского искусства.
Впоследствии изображение короны на престоле (подставке) со скипетром или без него будет восприниматься как коронационная эмблема власти, известная по многочисленным памятникам европейского искусства Нового времени.
[ Обсудить в форуме »» ]
|