14.10.2003 // А.Г. Цветков, кандидат философских наук, ответственный секретарь Геральдического совета при Президенте Российской Федерации Недавно мы отметили 10-летие восстановления государственной геральдической службы, созданной для проведения единой государственной политики в области геральдики. Ощутимым итогом прошедшего десятилетия стало формирование самостоятельной нормативно-правовой базы геральдической работы, в том числе - на уровне нормативных актов высшей компетенции. Этот факт позволяет заключить, что геральдическая политика в России приобрела системный характер, поскольку имеет такие фундаментальные основания как идейная и научно-теоретическая база, институциональное оформление в лице структур геральдического обеспечения и, наконец, - блок нормативного регулирования, позволяющий закрепить геральдический «статус-кво», очертить рамки и правила «игры на геральдическом поле».
Правовые основы государственной политики в области геральдики можно определить как совокупность установленных государством правовых норм и правил, обязательных для государственных учреждений, общественных организаций, должностных лиц и граждан, являющихся субъектами отношений в сфере геральдической деятельности.
Поскольку субъектами отношений в сфере геральдической деятельности (разработки, учреждения, регистрации, использования, охраны геральдических знаков) выступают различные государственные и общественные институты и учреждения, правомерно использовать при рассмотрении структуры геральдической политики не только функциональный подход (основанный на анализе отличительно-различительной функции), но и отраслевой, основанный на исследовании подсистем геральдического обеспечения в различных сферах государственно-регулируемой деятельности.
На этом основании мы можем выделить такую «подотрасль» государственной геральдической политики как государственную политику в области военной геральдики. Данная подотрасль естественно является подсистемой в системе государственной геральдической политики, ее срезом, образованным специализированными идейно-теоретическим, институциональным и нормативным компонентами.
Вполне очевидно, что правовые основы государственной политики в области военной геральдики имеют ряд особенностей, определяемых характером отношений в сфере военно-геральдической деятельности. Главной особенностью является то, что субъектами данных отношений являются федеральные органы исполнительной власти и управляемые ими Вооруженные Силы, другие войска, воинские формирования и органы, в которых законом предусмотрена военная служба.
Функциональная специфика названных структур определяет и особую императивность геральдико-правовых норм, регулирующих военно-геральдическую деятельность. Эта императивность определяется прежде всего тем, что формулирование многих норм и правил, действующих в военно-геральдической области, является прерогативой высших органов государственной власти, что станет видно из рассматриваемых источников права. Кроме того, устанавливаемые нормы, как правило, жестко однозначны, детально проработаны b являются нормами прямого действия.
Следует оговориться, что аналогичными особенностями обладает правовое регулирование геральдической работы и в государственных военизированных формированиях, сотрудники которых имеют специальные звания и знаки различия, аналогичные воинским. Вот почему т.н. «военная группа» при Геральдическом совете состоит не только из военнослужащих, но также из сотрудников специальных служб и формирований.
Правовые нормы и правила, регулирующие государственную политику в области военной геральдики, находят свое бытование, формулируются в источниках права.
По уровням компетенции государственных органов, принявших правовые акты, мы можем их перечислить:
- Конституция РФ (не содержит непосредственных положений, регулирующих военно-геральдическую работу);
- федеральные конституционные законы РФ;
- федеральные законы РФ;
- указы Президента РФ;
- распоряжения Президента РФ;
- постановления Правительства РФ.
Далее следуют распорядительные документы федеральных органов исполнительной власти, органов военного управления (приказы и директивы).
По степени отражения вопросов военной геральдики мы можем назвать следующие:
1. Источники военного права, регулирующие отдельные аспекты военно-геральдической работы;
2. Специальные источники, регулирующие общие вопросы геральдической политики, касающиеся, в том числе, и военно-геральдической работы;
3. Специализированные источники правового регулирования конкретных вопросов военно-геральдической работы (военно-геральдического обеспечения) в федеральных органах исполнительной власти.
1. Источники военного и иного права, регулирующие отдельные аспекты военно-геральдической работы
Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»:
- устанавливает компетенцию Президента РФ по утверждению военной формы одежды и знаков различия по воинским званиям военнослужащих;
- определяет компетенцию руководителей федеральных органов исполнительной власти по определению знаков различия по принадлежности к конкретным воинским формированиям, функциональному предназначению и персонифицированные знаки различия;
- вводит обязательный порядок согласования с Минобороны изменений формы одежды и знаков различия работников органов исполнительной власти, не являющихся военнослужащими.
Указы Президента РФ:
- от 2 марта 1994 г. «О государственных наградах РФ» (в редакции Указа от 6.01.1999 г. №442):
- учредил описания и порядок ношения госнаград, в том числе - военных;
- запретил разработку и производство наград, имеющих внешнее сходство с госнаградами.
- от 23 мая 1994 г. № 1010 «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям» (получил ряд дополнений: Указ от 27 января 1997г. - внес изменения в знаки различия по воинским званиям высших офицеров; Указ от 23 января 2002 г. №82 - изменил цвет формы одежды в авиации):
- утвердил военную форму одежды и знаки различия военнослужащих Вооруженных Сил;
- определил особенности военной формы и знаков различия для военнослужащих других войск, воинских формирований и органов;
- установил компетенцию федеральных органов исполнительной власти по утверждению (при согласовании с Минобороны) описания предметов военной формы одежды, особенностей формы одежды отдельных категорий военнослужащих, знаков отличия, экспериментальных знаков различия (в 1994-1995 гг.).
- от 9 мая 1994 г. №930 и от 6 марта 1995 г. №243 об учреждении ордена Жукова и медали Жукова:
- утвердили описания и порядок ношения данных наград.
- от 22 ноября 1994 г. №2101 «О форме одежды и знаках различия для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел РФ, имеющих специальные звания внутренней службы»:
- распространил действие Указа Президента РФ №1010 на сотрудников внутренних дел, утвердив соответствующие особенности их формы одежды и знаков различия.
- от 10 февраля 1996 г. №176 и от 6 мая 1996 г. №649 об учреждении юбилейной медали «300 лет Российскому флоту»:
- утвердил описание медали и порядок ее ношения.
- от 16 января 1998 г. №44 «О церемониальной форме одежды и знаках различия по воинским званиям военнослужащих Президентского полка, Президентского оркестра и Почетного эскорта Федеральной службы охраны РФ»:
- утвердил уникальную форму одежды и знаки различия названных частей и организаций, построенные на исторических образцах.
- от 1 июля 1998 г. №757 «О восстановлении ордена Святого апостола Андрея Первозванного»:
- утвердил описание ордена, в том числе - с мечами, для награждения военнослужащих.
- от 8 августа 2000 г. №1463 «Об утверждении Статута ордена Святого Георгия, Положения о знаке отличия - Георгиевском Кресте и их описаний»:
- утвердил описание георгиевских наград и определил порядок их ношения.
- от 27 февраля 2002 г, №245 № Об учреждении ордена «За морские заслуги"»:
- утвердил описание и определил порядок ношения ордена.
К этой же группе нормативных актов относятся указы Президента РФ, утвердившие положения о федеральных органах исполнительной власти и вводящие в действие права на эмблему, флаг и другие официальные символы, а также - право на учреждение ведомственных наград.
2. Специальные источники, регулирующие общие вопросы геральдической политики
Федеральные конституционные законы РФ:
- «О Государственном флаге РФ»:
- определил, что Государственный флаг поднят постоянно на зданиях федеральных органов исполнительной власти, допустив при этом, его подъем совместно с иными флагами;
- установил постоянное нахождение Государственного флага в кабинетах руководителей федеральных органов исполнительной власти;
- определил, что Государственный флаг поднимается во время официальных церемоний и торжеств, проводимых федеральными органами государственной власти, разрешил в аналогичных случаях использовать Государственный флаг учреждениям и организациям;
- впервые закрепил обязанность воинских частей ежедневно поднимать Государственный флаг;
- впервые определил, что Государственный флаг выносится в строй во всех случаях, предусмотренных для Боевого Знамени и совместно с ним;
- впервые закрепил порядок использования Государственного флага при похоронах военнослужащих;
- определил порядок совместного использования Государственного флага с иными флагами;
- зафиксировал использование изображения Государственного флага на борту пограничных кораблей;
- разрешил использовать изображение Государственного флага в качестве элемента или геральдической основы эмблем и флагов федеральных органов исполнительной власти.
- «О Государственном гербе РФ»:
- определил помещение одноцветного изображения Государственного герба на бланках федеральных органов исполнительной власти;
- определил размещение изображения Государственного герба на документах, удостоверяющих личность гражданина и на иных документах общегосударственного образца, выдаваемых федеральными органами государственной власти;
- определил помещение Государственного герба на печатях федеральных органов исполнительной власти, государственных органов, организаций и учреждений;
- определил помещение Государственного герба в кабинетах руководителей федеральных органов исполнительной власти;
- закрепил размещение Государственного герба на боевых знаменах воинских частей, знаменах федеральных органов исполнительной власти (введя впервые такое понятие);
- определил размещение Герба на кораблях 1 и 2 ранга, пограничных столбах;
- разрешил размещение Государственного герба на знаках отличия за окончание высших государственных образовательных учреждений (вернув данной категории знаков статус знаков отличия);
- допускает использование Герба на знаках различия и форменной одежде военнослужащих и иных госслужащих;
- допускает использование Герба в качестве геральдической основы для эмблем федеральных органов исполнительной власти;
- закрепил понятие «геральдический знак»;
- определил порядок совместного использования Герба и иных геральдических знаков.
Указы Президента РФ:
- от 15 февраля 1994 г. №319 «О штандарте (флаге) Президента РФ» (в редакции Указа от 05.08.1996 г. №1138):
- утверждает штандарт и порядок его использования;
- от 21 марта 1996 г. №403 «О Государственном геральдическом регистре РФ» (с изменениями по Указу 1999 г.):
- определил обязательное внесение в Регистр официальных символов органов исполнительной власти, знаков отличия и различия, наград органов исполнительной власти;
- определил порядок представления материалов в Регистр, выдачи удостоверений;
- установил, что право на официальный символ и знак, внесенные в Регистр, принадлежит обладателю свидетельства о регистрации или его правопреемнику.
- от 29 июня 1999 г. №856 «О Геральдическом совете при Президенте РФ»:
- определил порядок отношений федеральных органов исполнительной власти с Советом (проведение экспертизы, рассмотрение проектов нормативных актов, касающихся учреждения и использования официальных символов, представление права ходатайствовать об отмене ведомственных правовых актов).
- от 23 марта 2000 г. №555 «Об учреждении геральдического знака - эмблемы Главного управления специальных программ Президента РФ»):
- определил, что эмблема ГУ СП может служить основой эмблемы Службы специальных объектов при Президенте РФ (военной структуры в ГУСПе).
Распоряжение Президента РФ от 11 октября 2001 г. №552-рп:
- создана рабочая группа по популяризации государственной символики,
3. Специализированные источники правового регулирования конкретных вопросов военно-геральдической работы
Федеральный закон РФ «О знамени Вооруженных Сил РФ, знамени Военно-Морского Флота, знаменах иных видов Вооруженных Сил РФ и знаменах других войск»:
- установил новые категории знамен;
- дал их определение как официальных символов и воинских реликвий;
- утвердил описания и рисунки знамени Вооруженных Сил и знамени Военно-Морского Флота (закрепив синий исторический цвет за Андреевским крестом).
Указы Президента РФ:
- от 21 июля 1992 г. №798 «О военно-морских флагах и вымпелах РФ»:
- первый военно-геральдический документ.
- от 21 мая 1993 г. №720 «О флагах, вымпелах и бортовом отличительном знаке кораблей, катеров и судов Пограничных войск РФ» (с изменениями по Указу от 15.08.1994 г. №1690):
- установил флаги, вымпелы и бортовой отличительный знак пограничных кораблей на основе Андреевского военно-морского и Государственного флагов.
- от 3 декабря 1994 г. №2152 «Об утверждении описания и рисунков флага и эмблемы таможенных органов РФ, размещения указанной эмблемы на транспортных средствах, а также рисунка вымпела морских и речных судов таможенных органов РФ»
(особенность - не утверждал Положения об официальных символах).
- от 15 апреля 1996 г. №561 «О Знамени Победы» (в редакции Указа от 15.04.1996 г. №561):
- определил порядок использования Знамени Победы;
- утвердил символ Знамени Победы и установил порядок его применения.
- от 6 мая 1996 г. №654 «Об учреждении знамени Министерства внутренних дел РФ, министерств внутренних дел, главных управлений и управлений внутренних дел на транспорте, учебных заведений профессионального образования этого министерства»:
- учредил знамена;
- утвердил описания и положения о знаменах;
- определил порядок их вручения.
- от 27 января 1997 г. №46 «Об учреждении военного геральдического знака - эмблемы Вооруженных. Сил РФ»:
- установил форму построения такого рода указов: положение, описание, рисунок,
- от 23 июля 1997 г. №765 «Об учреждении геральдического знака - эмблемы органов пограничной службы и пограничных войск Федеральной пограничной службы»:
- учредил положение, описание и рисунки вариантов эмблем, впервые введя возможность использования т.н. малой эмблемы и определив компетенцию руководителя федерального органа исполнительной власти по расширению случаев использования эмблемы.
- от 23 июля 1997 г. №766 «О флаге и эмблеме федеральных органов налоговой полиции, вымпеле морских и речных судов федеральных органов налоговой полиции:
- учел опыт и ГТК России и Минобороны, учредив сразу весь комплект официальных символов с подробным положением об их использовании.
- от 15 ноября 1997 г. №1231 «О флаге и геральдическом знаке - эмблеме Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»:
- учредил символы, их описание и положение об использовании,
- от 5 ноября 1998 г. №1329 «Об учреждении военного геральдического знака - эмблемы Федеральной службы охраны РФ»:
- учредил эмблему, утвердил положение, описание и рисунок.
- от 10 ноября 1998 г. №1333 «Об учреждении геральдического знака-эмблемы органов внутренних дел РФ и внутренних войск Министерства внутренних дел РФ»:
- учредил эмблему, утвердил положение, описание и рисунок.
- от 15 марта 1999 г. №338 «Об учреждении геральдического знака - эмблемы федеральных органов правительственной связи и информации»:
- впервые вводится понятие «малая эмблема».
- от 13 ноября 1999 г. №1513 «Об учреждении геральдического знака - эмблемы органов федеральной службы безопасности»:
- учредил эмблему, утвердил положение, описание и рисунок.
- от 13 .марта 2000 г. №485 «О личных штандартах» (с дополнением, внесенным Указом от 27.10.2000 г. №1806):
- разрешил учреждать руководителям федеральных органов исполнительной власти личные штандарты;
- дал определение этой категории геральдических знаков;
- определил порядок вручения штандартов.
- от 7 августа 2000 г. №1446 «О военном геральдическом знаке - эмблеме и флаге Федеральной службы железнодорожных войск РФ»:
- учредил символику, утвердил положение, описание и рисунки.
- от 27 октября 2000 г. №1805 «О военном геральдическом знаке и флаге Федеральной службы специального строительства РФ»:
- учредил символику, утвердил положение, описание и рисунки.
- от 23 апреля 2001 г. №457 «О знамени войск Пограничной службы РФ»:
- утвердил положение, описание и рисунок (заложил прецедент для других аналогичных указов).
- от 14 мая 2001 г. №533 «Об учреждении геральдического знака - эмблемы и флага органов федеральной фельдъегерской связи»:
- существуют давно, однако потребовалось учреждать указом, поскольку ГФС приобрела статус федерального органа исполнительной власти;
- соответствующим образом было переработано и положение о символах.
- от 17 мая 2001 г. №547 «О знамени войск гражданской обороны»:
- утвердил положение, описание и рисунок.
- от 25 июня 2001 г. №761 «О знамени Железнодорожных войск РФ»:
- утвердил положение, описанием рисунок.
- от 15 октября 2001 г. №1228 «О флаге Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ и знамени войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ»:
- утвердил положение, описание и рисунок знамени войск ФАПСИ;
- ликвидировал пробел в официальной базовой символике, учредив флаг ФАПСИ.
- от 9 ноября 2001 г. №1308 «О порядке использования знамени Вооруженных Сил РФ и знамени Военно-Морского Флота»:
- определил случаи и порядок использования ведомственных знамен.
- от 30 января 2002 г. №113 «О флаге Федеральной службы охраны РФ»:
- учредил флаг ФСО, положение, описание и рисунок.
- от 30 января 2002 г. №114 «О знамени внутренних войск Министерства внутренних дел РФ»:
- утвердил положение, описание и рисунок.
- от 4 февраля 2002 г. № 141 «О знаменах видов Вооруженных Сил РФ»:
- утвердил положение, описания и рисунки (для Сухопутных войск и ВВС).
Таким образом, мы можем выделить несколько принципов, на основании которых строится система правовых актов, регулирующих военно-геральдическую работу.
Прежде всего - это компетенционный подход, предполагающий наличие прав, предоставленных законом для принятия решения, разделение компетенции должностных лиц.
Многие однотипные правовые акты строятся на основе принципа прецедента; в том числе, это касается не только структуры документов, но и используемого в них языка геральдических терминов.
Анализ документов позволяет выделить проявляющуюся в них геральдическую спецификацию: собственно-геральдические документы, вексиллологического содержания, униформологические документы и документы смешанной спецификации, в которых присутствуют различные аспекты геральдической работы.
Таким образом, в количественных показателях, мы имеем на сегодняшний день: два федеральных конституционных закона, федеральный закон и 30 указов Президента РФ, непосредственно регулирующих проведение государственной политики в области военной геральдики. Ведущей тенденцией развития нормативной базы военной геральдики является ее специализация и преобладание нормативных актов, полностью посвященных нормативному регулированию военно-геральдических вопросов.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Правовые основы государственной политики в области военной геральдики Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|