Геральдика.ру - гербы и флаги
16+


Геральдика в прошлом, настоящем и будущем: материал конференции к 20-летию Геральдического семинара при Государственном Эрмитаже (март 2000)

Архиерейская сфрагистика на Руси в XI-XVII вв. (опыт комплексного осмысления)

14.10.2003 // Диакон А. Мусин

Архиерейская сфрагистика на Руси в XI-XVII вв. (опыт комплексного осмысления)Русская церковная сфрагистика в отечественной науке изучена в известной степени фрагментарно. Приоритетным направлением в ней оказалось исследование древнерусских моливдовулов, найденных вне актового контекста. В силу этого, если сфрагистика домонгольского периода всей Древней Руси оказалась в поле зрения исследователей, то исторический анализ материалов XIV-XVI вв. затронул только Новгородскую Русь. Анализ воскомастичных печатей северо-восточной Руси производился вне изучения моливдовулов домонгольской эпохи, а церковная сфрагистика вообще не получила самостоятельного выражения в трудах, за исключением небольшого эскиза А.Б. Лакиера. Учитывая непрерывность развития церковной организации на Руси в XI-XVII вв., мы предлагаем попытку исследования эволюции архиерейской буллы на протяжении всего этого периода. При этом основное внимание будет обращено на эволюцию иконографического ряда как наиболее яркого выражения преемственности христианской традиции.

В настоящее время для XI-XIII вв. выявлены основные типы архиерейских булл, которые можно связать с большинством древнерусских митрополитов и некоторыми архиерейскими кафедрами. Эволюция иконографического ряда просматривается вполне определенно. Он начинается с изображения св. Иоанна Предтечи - корпоративного патрона Студийского монастыря, - характерного как для печатей митрополита Феопемта (1039), так и для патриарха Алексия (1025-1043). Это можно объяснить как простым копированием патриаршей буллы, так и принадлежностью обоих иерархов к Студийскому братству. Для второй половины XI в. типично изображение личного патрона (митроп. Георгий, 1065-1076). С конца XI-начала XII в. появляется образ Богоматери (митроп. Николай, 1092-1104), который с первой половины XII в. представляет собой поясное изображение в типе «Знамение» (митроп. Никита, 1122-1126). Со второй половины XII в. Богоматерь предстает в рост (митроп. Кирилл I, 1224-1233).

Хуже обстоит дело с корпусом епископских печатей Древней Руси, где определенно известны сфрагистические регалии лишь нескольких кафедр домонгольского времени: Новгорода, Ростова, Галича, Смоленска и Полоцка, т.е. 5-ти из 18-ти. Эволюция иконографии - от патрональных изображений в начале XII в. (епископ Иоанн, 1110-1130) к поясному образу «Знамение» (архиепископ Нифонт, 1130-1156). Во второй половине XII в. преобладает образ «Знамение» в рост. Однако в ряде епархий (Полоцк) продолжает господствовать поясной образ «Знамение», который переходит и в воскомастичные печати (епископы Иаков, 1300; Григорий, 1330).

В целом такая эволюция архиерейской буллы соответствует:
1) отсутствию жестких норм в оформлении патриарших печатей XI в. и митрополичьих - XI-XII вв. во Вселенском патриархате;
2) переходу к изображению Богородицы на архиерейской булле, что характерно для главного образа епископского кафедрала - Вселенского патриарха - в типе Кипрской в XII в., для Киевской митрополии - в типе «Знамение»;
3) оформлению архиерейских булл подобно печатям предстоятелей своих Церквей и -
4) появлению новых типов печатей в русской сфрагистике в первой половине XII в.

Из митрополичьих печатей XIV-первой половины XV в. известны лишь печати св. Алексия и св. Ионы, несущие на себе поясное изображение Богоматери Знамение. В епархиальных печатях представлен весь сфрагистический ряд новгородских архиепископов. Здесь почти повсеместно присутствует изображение Богоматери Знамение, преимущественно в рост. Исключение составляют:
- печати архиепископа Ионы (1458-1470), где представлен Спаситель, что справедливо связывается с отправлением архиепископом функций главы Новгородского государства,
- булла архиепископа Евфимия I (1424-1429), где кроме именной надписи на реверсе присутствует крест на подножии,
- а также печати XIII в., принадлежащие архиепископам Митрофану (1201-1212, 1220-1223) и Спиридону (1229-1249), на которых помимо имени присутствуют тезоименитые святые.
Отметим, что во всех без исключения случаях обязательным атрибутом как Божией Матери, так и святых является нимб, что следует считать абсолютным правилом сфрагистического изображения святых.

Необходимо отметить, что сложившийся тип печати несомненно сосуществовал в архиерейском делопроизводстве с иными типами епископских булл. Определенно к архиерейской сфрагистике принадлежат именные печати с патрональными изображениями (епископ Юрьевский Дамиан 1147, 1154; архиепископы Новгородские Митрофан, Спиридон, Евфимий). Предположительно к архиерейской булле можно отнести печати с Богородичными образами и изображениями святых, сопоставимыми с именами древнерусских архиереев или посвящениями кафедральных храмов (епископы Чернигова Феоктист, 1113-1123 и Антоний, 1158-1166, Переяславская, Белгородская и Рязанская кафедры). Не исключено, что печати с изображениями креста и патрональными сюжетами (Симеон Полоцкий Тверской, до 1289, по аналогии с печатью архиепископа Евфимия) или же с надписью дьнъслово и изображениями святых (епископ Полоцкий Мина, 1105-1116) также являются архиерейскими. Печати с образами Богородицы и святых возможно отнести к храмовым и монастырским печатям, признавая, что на печати изображен патрон институции. Такая атрибуция представляется вероятной, хотя В.Л. Янин в образе святого предлагал видеть патрона местного князя, на территории которого расположена данная церковная структура.

Определенно к архиерейской сфрагистике относятся печати с изображениями разного типа крестов и Богородицы, которые обычно приписываются «анонимному владычному наместнику» Новгородского архиепископа. Связь этих печатей с судебной деятельностью и фиксацией экономических отношений представляется доказанной. Исключительным выглядит изображение Ветхозаветной Троицы (храмового образа Псковского кафедрального собора) на именных печатях Новгородского владыки, которые обычно связываются с владычными наместниками во Пскове. Однако этот тип, на наш взгляд, способен обосновать тезис о том, что хотя данными печатями и пользовались в отсутствие владыки, скрепляемые документы тем не менее исходили от его имени, а не от имени наместника. Скорее всего, так называемые печати анонимных владычных наместников также скрепляли документы, исходившие непосредственно от имени архиерея.

Очевидно, что отмеченные сфрагистические типы синхронны и могли служить для corroboratio документации разных видов, например, печати с образом Богородицы - для документов, отражающих управление кафедрой («грамоты благословенные, ставленные и носильные», как явствует из деяний собора 1564 г.), патрональные печати - для личной переписки.

Следующий этап в развитии архиерейской буллы, связанный с серьезными инновациями в сфрагистическом типе, стоит отнести к периоду 1461-1667 гг., выделив два существенных рубежа - 1522 и 1564 гг. Начиная с митрополита Феодосия (1461-1464) на митрополичьих печатях присутствует образ Божией Матери в типе Печерская (Н. Лихачев) или Кипро-Печерская (Н. Кондаков), свойственный сфрагистическому типу Вселенских патриархов. Это изображение закрепляется в соответствующий тип в середине XII в., возможно, во время правления патриарха Козмы II (1146-1147). Очевидно, это связано с появлением в Св. Софии Константинопольской данного образа как храмового, что объясняет устойчивость этой иконографии на печатях Вселенских патриархов вплоть до Нового времени. Именно с этим изображением должно было ассоциироваться на Руси представление о независимой, высшей и автокефальной церковной власти. Предположение Н. Кондакова, объясняющее появление Печерского образа Богоматери на печатях московских митрополитов тем, что храм Положения ризы Божьей Матери во Влахернах был домашней митрополичьей церковью и там находилась соответствующая икона, не представляется убедительным. На наш взгляд, копирование печати константинопольских патриархов в условиях после самостоятельного избрания митрополита Ионы собором русских епископов 1448 г. свидетельствовало о претензии Русской церкви на автокефальное бытие и, соответственно, на обладание московским митрополитом высшей церковной властью и являлось своеобразной «сфрагистической узурпацией». Дублирование образа Печерской Богоматери епархиальными архиереями (архиепископы Трифон, 1462-1467; Вассиан, 1468-1481; Тихон, 1489-1503) отражает провинциально-правовые представления предыдущего этапа развития церковной сфрагистики, когда епископские печати повторяли образ Богородицы, характерный для печатей главы митрополии. Это не исключает того, что в ряде епархий сохраняются прежние традиции оформления буллы.

Новый сфрагистический тип появляется при митрополите Данииле (1522-1539), где основную нагрузку несет благословляющая десница, изображение которой сопровождается круговой легендой: Рука митрополита Даниила всея Руси. Мы считаем возможным допустить самостоятельное появление этого символа и связать его с церковной иконографией в целом, а не выводить из европейской геральдики. Исключается, на наш взгляд, зависимость этого символа и от изображения руки на именных моливдовулах, связанных с институтом тиунов новгородских и датируемых второй половиной XIII в. Возникновение такой иконографии возможно объяснить появлением в актовом материале XVI в. формулы corroboratio в виде «рукоприкладства», а саму иконографию рассматривать как изобразительную спекуляцию такой формулы.

Этот сфрагистический тип использовался и епархиальными архиереями (Новгород), с незначительными иконографическими добавлениями в виде трех ветвей. Однако, как и в предшествующее время, он не являлся единственно возможным, поскольку для XVI в. в том же новгородском архиерейском делопроизводстве известно применение и печати с образом Божией Матери Знамение.

Деяния архиерейского собора 1564 г. стоит охарактеризовать как церковно-правовую реформу, закрепившую новый сфрагистический тип митрополичьей печати и право митрополита на печать красного воска. Использование красного воска, до сего времени являвшегося исключительной привилегией архиепископов Новгородского и Казанского (очевидно, с середины 1550-х гг.), объясняется особым великокняжеским пожалованием в силу исполнения обоими архиереями государственных публично-правовых функций. Сфрагистический тип, в котором на аверсе изображается благословляющая рука и имя митрополита, а на реверсе - Печерский образ Божией Матери, сразу же проявляется в делопроизводстве (митрополит Афанасий, 1565 г.) и сохраняется вплоть до патриарха Никона. Изображение руки на ряде церковных печатей без соответствующего Богородичного образа стоит расценивать как печати иных институций.

Лишь после унификации некоторых норм церковного права по греческому образцу в 1666-1667 гг. образ Божией Матери Печерской как принадлежность буллы Вселенских патриархов исчезает из русской архиерейской сфрагистики. Образ Богоматери Знамение присутствует среди изображений на печатях Большой государственной книги 1672 г. Однако происходят определенные изменения и в иконографии десницы. Печать патриарха Адриана (1690-1700), описание которой сохранилось в указе Петра I от 12 февраля 1722 г. о присылке в св. Синод бывших патриарших серебряных печатей, имеет на реверсе образ Успения Богоматери, а на аверсе - две благословляющие руки. Изображение на аверсе соответствует храмовому образу или, по крайней мере, посвящению Патриаршего кафедрального собора в Московском Кремле. Таким образом, логика развития русской архиерейской печати накануне петровских реформ возвращает ее к исходным принципам своего оформления, предусматривающим отражение в сфрагистическом типе главного Богородичного образа кафедрального собора предстоятеля Церкви. Новая эпоха принесет иные представления об архиерейских печатях, связанные с европейской личной и корпоративной геральдикой и религиозной эмблематикой.


Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.


Архиерейская сфрагистика на Руси в XI-XVII вв. (опыт комплексного осмысления)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости

Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!


Новое сообщение:

 

» Первая страница    

» Форум: Вопросы о Герсовете и гер. регистре

О Геральдическом Совете:

» Общая информация

» Состав Совета

» Правовые основы

» История (хронология)

» Геральдические советы (комиссии) в регионах России

Государственная регистрация

» Официальные рекомендации

» Геральдическая экспертиза

» Регистрация символики

» Геральдический регистр РФ

ПУБЛИКАЦИИ

» Официальные разъяснения

» Конференции и совещания

» Интервью с членами Совета

» Прочие публикации

Данный сайт не является официальным сайтом Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация здесь является справочной.


По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста,
на адрес support@geraldika.ru или можно оставить комментарий прямо на самой странице.
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2025 Сетевое издание «Геральдика.ру» | › Условия использования сервисов
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!