16+   |¤| О проекте    |¤| Последние обновления   
Тел. редакции Геральдики.ру: +7 495 542-0692
Поиск по Геральдике.ру:

О Геральдическом совете при Президенте РФ


» Первая страница    
О Геральдическом Совете:

» Общая информация

» Состав Совета

» Правовые основы

» История (хронология)

» Геральдические советы (комиссии) в регионах России

Государственная регистрация

» Официальные рекомендации

» Геральдическая экспертиза

» Регистрация символики

» Геральдический регистр РФ

ПУБЛИКАЦИИ

» Официальные разъяснения

» Конференции и совещания

» Интервью с членами Совета

Данный сайт не является официальным сайтом Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация здесь является справочной.

Геральдика в прошлом, настоящем и будущем: материал конференции к 20-летию Геральдического семинара при Государственном Эрмитаже (март 2000)

Камень с гербом рода Пущиных

14.10.2003 // И.Н. Уханова

Камень с гербом рода ПущиныхКамень издавна являлся предметом поклонения у разных народов, он постоянно входил в систему древнейших культовых ритуалов(1). Историческими памятниками такого типа являются менгиры, дольмены, пирамиды, кресты. Священные камни до сих пор играют важную символическую роль: будь то черный камень в сиденье кресла для коронации в Вестминстерском аббатстве или черный камень Каабы в Мекке.

Сознание людей на протяжении тысячелетий связывает камень с неким Высшим Божеством. Одним из впечатляющих примеров может служить получение Моисеем на горе Синай сверкающих сапфировых скрижалей Завета. Эти скрижали с десятью заповедями, начертанными на них самим Богом, были разбиты Моисеем, поскольку соплеменники оказались идолопоклонниками, и для них он создал две скрижали из грубого камня с законами, открывавшими лишь временные истины.

Камень постоянно использовался для создания священных предметов, даже простой необработанный голыш мог служить символом приобщения к Святыням Земли Обетованной. С XVIII и на протяжении XIX в. голыш из Почаевской Лавры с изображением стопы Пресвятой Богоматери считался священным раритетом.

Магия камня была устойчивой. В этой связи камень в форме сердца из собрания Государственного Эрмитажа вызывает несомненный интереc(2). На поверхности отполированного голыша красно-коричневого оттенка, напоминающего запекшуюся кровь, в низком рельефе вырезано изображение дворянского герба. Композиция представляет собою щиток из четырех частей под рыцарским шлемом с отходящими в разные стороны пышными побегами, над шлемом поверх дворянской короны сидит одноглавый орел с ожерельем в клюве.

В двух частях щитка изображены одноглавые орлы на крапленом фоне, в двух других - перекрещенные шпаги острием вниз под дворянской короной на фоне горизонтальных полос.

Плоскорельефная резьба исполнена профессионально, тщательно, контраст полированной и обработанной штихелем частей поверхности создает декоративный эффект. Сравнение этого герба с имеющимся в Гербовнике Российской империи указывает на принадлежность этого герба роду Пущиных. В Гербовнике кроме графического изображения герба приводится описание и его цветового решения. Приведем это описание:
«Щит разделен на четыре части, из коих в первой и четвертой части в голубом поле изображены две серебряные шпаги, положенные крестообразно остроконечиями вниз и над ними золотая корона. Во второй и третьей части в золотом поле белый одноглавый орел с распростертыми крыльями, держащий в лапах скипетр и державу. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской на нем короною, на поверхности которой виден черный одноглавый орел с распростертыми крыльями, имеющий во рту цепочку золотую. Намет на щит голубой, подложен золотом»(3).

Этот родовой герб Пущиных на сердцевидном камне входит в коллекцию мемориальных масонских вещей декабристов, некогда хранившуюся в Музее революции в Ленинграде. Среди предметов имеются вещи Рылеева, кожаные передники - запоны, знаки и др. Поскольку коллекция означена как масонская и принадлежавшая декабристам, а герб указывает на род Пущиных, то, в первую очередь, вспоминается имя Ивана Ивановича Пущина (1798-1859), друга А.С. Пушкина. Известно, что И.И. Пущин состоял с 1817 г. в обществе «Союз спасения» - первой тайной организации будущих декабристов. Этот Союз являлся ответвлением масонской ложи «Соединенных друзей», существовавшей уже в 1804 г.(4) Пущин после восстания 14 декабря 1825 г., как известно, был выслан в Сибирь. Конкретных данных о непосредственной принадлежности ему данного камня на сегодняшний день не имеется.

Однако камень находится среди вещей декабристов. В связи с этим на память приходит имя еще одного Пущина - Павла Сергеевича (1789-1865), генерал-майора, бригадного командира 16-й пехотной дивизии, члена Южного крыла общества «Союз благоденствия». Примечательно, что он был основателем масонской ложи «Овидий» кишиневского отделения «Союза благоденствия». Более того, он являлся Досточтимым мастером стула, главою ложи, которая открылась 7 июля 1821 г. Это было местное отделение Великой ложи «Астрея» под №25, напоминавшей английскую шотландского ритуала, одного из древнейших.

В ложу «Овидий» А.С. Пушкин вступает в 1822 г., находясь в Кишиневе. Его, вновь посвященного ученика, принимает в ложу мастер стула Павел Сергеевич Пущин. Свои чувства, ощущения поэт выразил в стихотворении «Послание П.С. Пущину»:

И скоро, скоро смолкнет брань
Средь рабского народа –
Ты молоток возьмешь во длань
И воззовешь: «Свобода!»
Хвалю тебя, о верный брат,
О каменщик почтенный!
О Кишинев, о темный град!
Ликуй - им просвещенный!

В этих строках звучит одобрение просветительской деятельности Пущина, а также прочитывается частичное ритуальное действо. Вступив в ложу «Овидий», ссыльный поэт приобщился к русскому Братству вольных каменщиков. Однако, как считают исследователи, это не затронуло глубинных чувств поэта. Но ведь едва ли не все его окружение входило в ту или иную масонскую ложу, всех волновали проблемы, касающиеся устройства России, судеб ее народа.

Как все же увязывается камень в форме сердца с Пущиными-масонами? Известно, например, что существовали графические масонские изображения сердца с различными девизами: «Страсть и ненависть», «Сердце рождающегося», «Истинная любовь горит, не уступая дождям и водам» и др.(5) Сердце, его пульсация определяли многое. Этот символический образ вошел и в поэзию. Пушкин в стихотворении «Пророк» писал:

И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.

Возможно, здесь нашла отражение и процедура посвящения в масонскую ложу новообращенного члена, в то же время подчеркнута значимость самого сердца. Именно через него человек способен ощутить ответственность за судьбы своих братьев, за все общество.

Хранящаяся мемория в собрании Эрмитажа в виде слегка обработанного голыша, возможно, привезенного из Святой земли, и потому имевшая особый символический смысл для масона Пущина, является, несомненно, памятным историческим предметом, который напоминает нам о фактах русской истории и судьбах ее сынов.

Ссылки и примечания:

1. Бидерманн Г. Энциклопедия символов. - М., 1986. С.110.
2. ЭРРз-3305. 4х10х8,5. Поступил в 1954 г. из ГРМ; ранее - собр. Музея революции (Ленинград).
3. Общий гербовник дворянских родов Всероссийскiя Имперiи, начатый в 1797 г. - СПб. Ч.II. №65.
4. Соколовская Т. Раннее Александровское масонство // Масонство в прошлом и настоящем. - М., 1991. С.160.
5. Соколовская Т. Указ.соч., с.191.

[ Обсудить в форуме »» ]

 


Веб-сайт sovet.geraldika.ru является частью веб-сайта Геральдика.ру и не является официальным веб-сайтом
Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация, приводимая на sovet.geraldika.ru, является справочной.
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, в Форуме или по адресу support@geraldika.ru
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2021 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!