16+   |¤| О проекте    |¤| Последние обновления   
Тел. редакции Геральдики.ру: +7 495 542-0692
Поиск по Геральдике.ру:

О Геральдическом совете при Президенте РФ


» Первая страница    
О Геральдическом Совете:

» Общая информация

» Состав Совета

» Правовые основы

» История (хронология)

» Геральдические советы (комиссии) в регионах России

Государственная регистрация

» Официальные рекомендации

» Геральдическая экспертиза

» Регистрация символики

» Геральдический регистр РФ

ПУБЛИКАЦИИ

» Официальные разъяснения

» Конференции и совещания

» Интервью с членами Совета

Данный сайт не является официальным сайтом Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация здесь является справочной.

Геральдика в прошлом, настоящем и будущем: материал конференции к 20-летию Геральдического семинара при Государственном Эрмитаже (март 2000)

Геральдическое образование и творческая практика в Императорской Академии наук и художеств в первой половине XVIII в.

14.10.2003 // Л.Н. Чугунова

Геральдическое образование и творческая практика в Императорской Академии наук и художеств в первой половине XVIII в.В России до учреждения Герольдмейстерской конторы (1722 г.) не существовало сложившейся системы гербовых учреждений, не говоря уже о геральдическом образовании, о научной и учебной литературе. В этой связи становится более определенной роль императорской Академии наук и художеств, которая была учреждена Именным Указом от 28 января 1724 г. При ней в январе 1726 г. официально открыли Университет и Гимназию.

В 1727-1728 гг. художников приняли в штат императорской Академии наук и художеств, что положило начало художественному образованию. Общеобразовательные предметы изучались при Академии наук и художеств.

В Университете, при Академии наук, на Юридическом факультете геральдику преподавал доктор правоведения, профессор из Кенигсберга И.С. Бекенштейн (1684-1742), который начал свою службу в Академии с 24 июля 1725 г. Он был родом из Данцига. В императорской Академии наук и художеств И.С. Бекенштейн прослужил до мая 1735г. Уволившись, он вернулся в Кенигсберг. С именем И.С. Бекенштейна связано постепенное развитие системы геральдического образования и издание учебников для высшей школы. И.С. Бекенштейн написал учебное руководство «Книга Герольдика» с описанием символики и правил изображения гербов. Книга вышла с 46 гравированными таблицами, не всегда умело исполненными учеником А.X. Вортмана - Готфридом. Изданию книги предшествовал длительный период сбора информации, систематизации, обобщения и других методов научно-исследовательской работы. Учебное руководство издавалось по частям.

На факультете уделяли внимание и генеалогии. В 1734 г. В.К. Тредиаковский работал над переводом с французского на русский «Истории генеалогической о татарах». Руководство Академии наук и художеств периодически требовало справки из академической библиотеки с перечнем книг «к герольдмейстерской должности и на каком языке книги или гербы российских и других государств имеются». Студенты изучали генеалогию, геральдику, право натуральное и философию практическую (или нравоучительную). Преподавательская деятельность И.С. Бекенштейна ограничилась чтением публичных лекций. Адъюнктов в обучении не было.

Правительствующий Сенат, Государственная Военная коллегия, Герольдмейстерская контора направляют через Канцелярию Академии наук и художеств «определения» и конкретные задания по разработке гербов. В переписке совершенно очевидна деловая связь между учреждениями. К И.С. Бекенштейну обращаются за разработкой гербов для военных полков и отдельных батальонов.

В 1736 г., после отъезда ученого, было организовано Историческое собрание. Его членами стали историки, переводчики, в том числе и известный Я.Я. Штелин (1709-1785). В 1740 г. ученики Гимназии пользовались учебником профессора Я.Я. Штелина «Универсальная история с генеалогией и мифологией».

Для чинов армии и флота в Академии создавали, рисовали и печатали патенты. Расписывали цветом и золотили живописцы. Эта работа требовала специальных знаний в области геральдики и профессионального мастерства.

В это же время приступили к изданию «Гербовника».

Вследствие стремительного развития таможенных структур и роста товарооборота в России складывались необходимые предпосылки для быстрого распространения штемпелей и печатей. Портовая таможня была их крупнейшим заказчиком. Более удаленные таможни обращались в Коммерц-коллегию как посредническую структуру, которая направляла заказ в Академию наук и художеств с конкретными требованиями. В первой половине XVIII в. в Академии наук и художеств работал крупнейший медальер, выходец из Голландии, И. Купи (1688-1760). Его творческая деятельность началась в январе 1726 г., совместно с братом В. Купи. До приезда И. Купи первые шесть серебряных медалей, в честь учреждения Академии наук и художеств, были заказаны медальеру Реубишу. И. Купи создал в России медальерно-штемпельную школу, воспитал не одно поколение специалистов. Его ученики обучались рисунку у А.X. Вортмана. Одновременно он возглавлял Пуансонную, Словолитную и Камнерезную палаты. Художественной обработкой камней занимались асессор А.К. Нартов и механик, шлифовщик камней, ювелир И. Брукнер с сыном. Шрифт отливал ученик В. Купи - И. Битнер.

И. Купи выполняет печати для Канцелярии Кадетского корпуса (1733 г.), Адмиралтейской коллегии, шестнадцати волостей (1741 г.) и др. Для императорских канцелярий многие печати вырезали на камнях. Слаборельефные симметричные композиции поражают тонкой ювелирной моделировкой форм. При изготовлении печатей и штемпелей, скромных по изобразительным мотивам, предварительная лепка в мягком материале не выполнялась. Ручки делали литыми, коваными и деревянными. Кроме изготовления новой печати или штемпеля мастера часто производили частичную замену текста в готовом изделии. Одновременно велись работы по проблемам технологии литейного производства и создания оборудования.

Архивные материалы сохранили имена некоторых воспитанников Академии наук и художеств: Г. Рудаков, А. Богомолов, П. Беник, И. Барышников, М. Шматинин, С. Бабаев, Ф. Краюхин, И. Романов и др. Из Канцелярии Монетного правления в Академии учились И. Коновалова, И. Кудрявцева, П. Никифорова, М. Никитина и др. На собственном „коште", обучались дети художников Академии и вольных мастеров. В числе воспитанников были дети И. и В. Купи. В 1757 г. ученики трудились над выполнением учебного задания - печати для «Московского университета художеств».

Императорская Академия наук и художеств сыграла важную роль в развитии науки геральдики, подготовила национальные кадры художников и историков для работы в данной области.

[ Обсудить в форуме »» ]

 


Веб-сайт sovet.geraldika.ru является частью веб-сайта Геральдика.ру и не является официальным веб-сайтом
Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация, приводимая на sovet.geraldika.ru, является справочной.
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, в Форуме или по адресу support@geraldika.ru
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2021 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!