Геральдика сегодня Научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве
ГЕРАЛЬДИКА СЕГОДНЯ
| о проекте | добавить в избранное | сделать стартовой | написать письмо | карта сервера |

ОТКРЫТЫЙ ГЕРБОВНИК:
интернет-галерея российских гербовладельцев

 
 
Герб наугад:
МЕЩЕРЯКОВ Михаил Васильевич, Санкт-Петербург (2008)

ЛИЧНЫЕ И РОДОВЫЕ ГЕРБЫ
» Право на герб и традиция
» Гражданские гербы сегодня
» Гербы дворян: вчера и всегда
» Записки о родовой геральдике
» Дворянский герб: лицом к лицу

ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ РОССИЯ:
» - регионы и муниципалитеты
» - герб России на самом деле

ГИЛЬДИЯ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ХУДОЖНИКОВ:
» О гильдии
» Художники

НАУКА ГЕРАЛЬДИКИ
» Азы и основы
» Геральдическое чтение
» --

СПЕЦПРОЕКТЫ
» Геральдика в шедеврах
» Геральдический Петербург и вокруг
» Музей рязанской геральдики
» Геральдическая Москва
» Геральдический Иран
» Русская дворянская пуговица

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ:
» - Российской империи
» О геральдическом ведомстве
» Федеральные законы и указы
» Ведомственные акты
» Региональные законы и акты
»
 

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
при Президенте РФ

Всë о геральдической службе России
 

 
ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВО СЕГОДНЯ
 
 
 
ВСЕ АНОНСЫ RUSSIAN HERALDRY ВОПРОС? ФОРУМ ПОИСК:
версия страницы, оптимизированная для печативерсия для печати

Наказание и поругание герба в Средние века

[ 07.07.2018 ] // Александр Черных

Наказание и поругание герба в Средние векаДля поругания и наказания герб должен быть такой социально-культурной ценностью, которая позволяет эти действия сделать не тайными, а напротив – предельно репрезентативными, предельно публичными актами. Это вполне согласуется с тем, что публичное выставление герба – не только для позора – было нормальным проявлением обращения с гербом, как, например, предтурнирная выставка гербов.

Определяясь с терминами, уточню, что наказание и поругание герба посредством изменения его положения и насильственного внесения в герб изменений, называется диффамацией – обесчещиванием. Что касается термина для обозначения диффамации, то традиционно «обесславленный» (фр. diffamé, morné,) используется как характеристика геральдической фигуры (лев без хвоста)(1). Этимологически morné рассматривается как mort-né – мертворождённый, что не лишено оснований(2). Но нас интересует не термин блазона, а обращение с гербом.
_______________
(1) Pastoureaux M. Traité d’héraldique Paris, 1993. P. 362.
(2) Во Франции существовал род де Морне, у которого в XIII в. диффамированный лев был гласным гербом – у Бертрана de Mornay или de Mornas (1237–1241). Однако в XVII в. у Филиппа де Морне сеньора дю Плесси-Марли их герб уже не обнаруживал характерных признаков (burelé de gueules et d’argent au lion brochant de sable couronné, armé et lampassé d’or).

Изображения диффамированных гербов представляют собой большую редкость: они не попадают в гербовники, их не стремятся изображать на печатях или монете, предметах материальной культуры; большинство традиционных геральдических источников не предоставляет никаких данных. Их мало в изображениях, есть немногочисленные данные хроник и тексты правового характера.

История изучения бесчестящих изображений, среди которых геральдические занимают лишь часть, была начата художником-геральдистом Отто Хуппом (1859–1949)(3), который за период 1379–1593 гг. обнаружил 39 таковых, из них 15 после 1500 г. В наши дни особого внимания к изображениям, как огромному и мало использованному корпусу источников, активно обращаются и к диффамирующим изображениям, затрагивая разные их аспекты(4). Иллюстрированный каталог этих свидетельств, который включает 200 документов 1350–1600 гг. составил М. Ленц. Не все они содержат изображения, но многие. Каждая запись каталога включает дату, отправителя, адресата, суть спора, архивные и библиографические ссылки(5). Можно предположить, что при всех его достоинствах каталог не является исчерпывающим и возможны новые архивные находки.
_______________
(3) Hupp O. Scheltbriefe und Schandbilder. Ein Rechtsbehelf aus dem 15. und 16. Jahrhundert. Muenchen-Regensburg, 1930.
(4) Ortalli G. La pittura infamante nei secoli XIII–XVI. Rome, 1979; Edgerton S.Y. Pictures and Punishment: Art and Criminal Prosecution during the Florentine Renaissance. Ithaca: Cornell University Press, 1985; Mellinkoff R. Outcasts: Signs of Otherness in Northern European Art of the Late Middle Ages. 2 vols. Berkeley, 1993; Cassagnes S. Punir l’image. Peintures infamantes et execution d’images en France et en Italie à la fin du Moyen Âge // Ordre moral et délinquance. Dijon, 1994; Mills R. Suspended Animation: Pain, Pleasure and Punishment in Medieval Culture. London, 2005; Hablot L. «Sens dessubz dessous», Le Blason de la trahison au Moyen Age // Actes du colloque «La trahison au Moyen Age. De la monstruosité au crime politique (Ve–XVe siècle)». Rennes, 2009; Idem. Corps ravagés, emblèmes outragés. L’utilisation de l’emblématique dans les châtiments à la fin du Moyen Age // Actes du colloque «Corps outragés, corps ravagés». Rennes, 2010; Idem. La captation royale de l’expression emblématique à la fin du Moyen Age // Actes du colloque Le roi Fontaine de Justice. Orléans, 2012.
(5) Lentz M. Konflikt, Ehre, Ordnung: Untersuchungen zu den Schmaehbriefen und Schandbildern des spaeten Mittelalters und der fruehen Neuzeit (ca. 1350 bis 1600). Mit einem illustrierten Katalog der Ueberlieferung. Hannover, 2004.

Если мы обратимся к самым известным в литературе упоминаниям диффамации герба, то обнаружим, что одним из первых и известнейших примеров является случай с наказанием в 1246 г. Людовиком IX поведения Жана д’Авена по отношению к матери, Маргарите графине Фландрской. Маргарита Фландрская оставила графство не сыновьям от первого брака с Бушаром д’Авеном, законность брака с которым была небесспорна, а детям от второго брака с Ги де Дампьером. Оглашение судебного решения вызвало у Жана публичные оскорбительные высказывания в отношении матери, за что на его герб было наложено геральдическое наказание: носить гербы Фландрии с обесчещенным (morné, diffamé) львом, то есть лишённым когтей, языка и полового члена, поскольку «он не был достоин иметь ни язык, ни когти, ни потомство»(6).
_______________
(6) «…il étoit indigne d’avoir ni langue ni ongles ni postérité» (Eysenbach G. Histoire du Blason et science des armoiries. Tours, 1848. P. 327 sq.)

Эта история присутствует уже у эксцентричного и очень популярного историка XVII в. Франсуа де Мезерай, автора «Истории Франции от Фарамонда до наших дней»(7). Именно на него спустя век ссылается Энциклопедия Панкука, когда пересказывает королевский суд. Людовик сначала обратился к матери с вопросом, кого она предпочитает наследниками, д’Авенов или де Дампьеров, на что та ответила: «Законные дети должны иметь предпочтение» (Les enfants legitimes doivent avoir la preference), в ответ на что старший, Жан д’Авен вскричал во гневе: «Eh, quoi!... seroit-je tenu plus bâtard de la plus riche P[utaine] qui vive?». Людовик, почтительнейший из сыновей, за это решил наказать д’Авена и льва его герба, «в знак того, чтобы он не мог иметь ни речей, ни оружия против матери» (pour marques qu’il ne devoit avoir ni paroles, ni armes contre la mère)(8).
_______________
(7) Франсуа-Эд де Мезерай (1610–1683), автор Mézeray Fr. E. de. Histoire de France, depuis Faramond jusqu’à maintenant, œuvre enrichie de plusieurs belles et rares antiquités et d’un abrégé de la vie de chaque règne, dont il n’était presque point parlé ci-devant, avec les portraits au naturel des rois, régents et dauphins. Vol. 1–3. Paris, 1643–1651 и Idem. Abrégé chronologique ou Extrait de l’histoire de France. Vol. 1–3. Paris, 1668.
(8) Encyclopédie méthodique: ou par ordre de matiéres… chez Panckoucke. Histoire. Blason. T. I Paris, 1784. P. 1.

Последующие сочинения вплоть до современного Ст. Слейтера многократно прилежно повторяют эту историю с гербом Жана д’Авена с целью показать, что за «неблагородное» поведение обвиняемые могли увидеть свои гербы видоизменёнными неким образом(9). Она стала расхожим, кочующим из трактата в трактат, примером, увы, не имеющим подтверждения в источниках.
_______________
(9) Matieu R. Le système héraldique français. Paris, 1946. P. 238.

В этой занятной истории есть несоответствия. Вряд ли король Франции того времени имел возможность изменять по своему желанию гербы своих вассалов без их согласия. Во-вторых, невероятно, чтобы могущественный сеньор уровня Жана д’Авена смиренно согласился публично носить знак королевского произвола, используя видоизменённые гербы графства, на которое он имел полное право. В тексте сохранившегося решения Людовика IX 1246 г. о гербах нет ни слова. Скорее всего, эта легенда родилась в недрах королевской канцелярии и в действительности была не более чем формой выражения того, что при неравном разделе наследства Людовик IX добился временного примирения между Маргаритой и Жаном д’Авеном. Возможно, что она появилась в процессе канонизации Людовика IX в конце XIII в. как подтверждение того, что святой король был «почтительнейшим из сыновей». Ни сохранившиеся печати Жана д’Авена, ни описание XVII в. надгробия его сына в соборе Валансьена не указывают ни на что подобное. Эта апокрифическая история многократно использовалась с нравоучительной целью показать, что гербы могут сделать проступок видимым всем(10). Она стала кочующим из трактата в трактат примером, увы, не имеющим подтверждения в источниках.
_______________
(10) Matieu R. Op. cit. P. 238.

Вторым нам постоянно является диффамированный герб городка Каштелу Родригу в Португалии (Гуарда), считающийся примером наказания корпоративного герба. Герб диффамирован тем, что в его гербовое поле внесён щиток с гербом королевства в перевёрнутом виде. История такова: во время социального кризиса и противостояния 1383–1385 гг. близкий к кастильской границе городок сохранил верность законной наследнице Беатриш, алкайд замка принял сторону не того претендента на престол и не пустил в замок Ависского магистра, будущего Жоана I, за что новый король по восшествии на трон наказал Каштелу Родригу диффамированным гербом. Но с ним тоже не всё в порядке: во-первых, дарование королевского герба в качестве наказания – нелогично; во-вторых, нелогично переворачивание королевского герба; в-третьих, неизвестен герб до диффамации; в-четвёртых, отсутствуют подтверждающие источники того времени с диффамированным гербом. Предположительно он был изображён в таком виде на замковом донжоне, однако то, что удаётся видеть ныне – это герб графов Каштелу Родригу конца XVI в. Если таковой наказанный герб и существовал, то после восстановления королём Мануэлом I разрушенного и обезлюдевшего замка в 1508 г. он был оставлен. Дуарте де Армаш в «Альбоме крепостей» 1510 г. не рисует ничего перевёрнутого. Диффамированный герб появился во второй половине XVII в.(11), затем без каких либо объяснений в одном из изданий начала XVIII в.(12) и, наконец, был воспроизведён с комментариями в середине XIX в.(13) В наши дни у Каштелу Родригу совсем другой герб.
_______________
(11) Metelo de Seixas M. Heráldica, representação do poder e memória da nação. Lisboa, 2011. P. 357, 365.
(12) Idem.
(13) Barbosa de Vilhena I. As Cidades e Villas da Monarchia Portuguesa que teem Brasão d’Armas. 3 vols. Lisboa, 1860. Vol. I. P. 106–108.


На рисунке: Каштелу Родригу, вид с юго-запада (Duarte da Armas. Livro das Fortalezas. 1510. Fol. 75).

Итак, оба эти пресловутых примера наказания герба на поверку оказываются весьма сомнительными. Есть ещё такого же качества упоминания о Жане де Вермандуа, осуждённом за вероломство (fellonie) на то, чтобы заменить «шахматный золотой и синий» родовой герб на «в красном поле серебряную пантеру», не уходящие обоснованиями ранее М. Вюльсона де Ла Коломбьера, текста середины XVII в.

Но их необоснованность не позволяет считать наказание герба не существовавшим. Что же в действительности?

В тексте Historia Anglorum (сер. XIII в.) Матвея Парижского присутствуют перевёрнутые гербовые щиты. Во-первых, это герб Болдуина де Редверс ярла Девона. Изображение размещено в том месте текста, где говорится о его смерти. В связи с теми же обстоятельствами появляется герб Генриха Распе Тюрингского (1247)(14). По той же причине нарисованы три перевёрнутых гербовых щита французских крестоносцев, убитых в Газе(15). Переворачиванием щита с гербом сопровождается упоминание о смерти Уильяма II Длинный меч в Дамиетте в 1250 г. и других рыцарей(16). Рассказ о смерти короля Шотландии Александра II (1249) сопровождает перевёрнутый щит с его гербом (Scutum regis Scociае)(17). Перевёрнутый щит с королевским гербом относится к смерти Генриха I; на том же листе королевский герб в нормальном положении – к коронации живого Стефана Блуасского(18).
_______________
(14) Mattheus Parisiensis. Historia Anglorum. BL. Ms. Royal MS 14. C. VII. Fol. 140.
(15) Idem. Fol. 130v.
(16). Idem. Fol. 148v.
(17) Idem. Fol. 146v.
(18). Idem. Fol. 46r.


На рисунках:
- слева: герб Каштелу Родригу (Barbosa de Vilhena I. As Cidades e Villas da Monarchia Portuguesa que teem Brasão d’Armas. Lisboa, 1860);
- справа: опрокинутый щит при упоминании о смерти короля Шотландии Александра II. Historia Anglorum. Fol. 146v.

Связь этих изображений со смертью очевидна. И это – не изобретение Матвея Парижского, это общая краткая визуализация ухода из социальной жизни тех или иных персонажей. В цистерцианском монастыре Санта Мария де Паласуэлос в Испании сохранились два саркофага с изображением перевёрнутых гербов, датируемые примерно 1300 г. Они принадлежат роду Телес де Менезес(19). Эта визуализация смерти сохранилась вплоть до XV–XVI вв.: перевёрнутые гербы усопшего присутствуют в надгробиях Фернандо Антекерского (ум. 1416) в монастыре Поблет в Таррагоне, инфанта Филиппа в Алькасар де Сирга, рода Керальт в Санта Колома де Керальт.
_______________
(19) С 1964 г. в Вальядолиде, в Музее диоцеза (Museo Diocesano y Catedralicio de Valladolid). Один саркофаг принадлежит внуку Альфонса Телес де Менезес, второй представителю этого же рода, но конкретнее не идентифицирован.

Это были времена свободного выбора герба и обладания им, не основанные ни на каком праве(20), и потому в XIII в. перевёрнутые гербы ни в коей мере не могли представлять собой санкцию – они не были связаны ни с какими наказаниями и диффамациями. Они были связаны только со смертью.
_______________
(20) Galbreath D.L. Manuel du Blason. Lyon, 1942. P. 58.

Но смерть, оказывается, бывает разной. У того же Матвея Парижского обнаруживаем упоминание о казни в Лондоне 25 июля 1242 г. Уильяма де Мариско, англо-нормандского дворянина и пирата с острова Лэнди, сопровождаемое перевёрнутым и, более того, разбитым на части гербовым щитом(21). Изображён перевёрнутым герб Жоффруа де Мандевиля в связи со смертью и отлучением(22).
_______________
(21) Mattheus Parisiensis. Op. cit. Fol. 133v.
(22) Idem. Fol. 97r.

Экономное Средневековье для диффамации герба не стало изобретать новый механизм, а воспользовалось уже существовавшим для обозначения смерти, связав по обыкновению герб и его обладателя. Проделыванием неких манипуляций над гербом как «изображением имени» достигался эффект, аналогичный осуждению и казни «в изображении» (executio in effigie). Обряд геральдической диффамации, обозначаемый публичным переворачиванием щита, утвердился в течение XIII в.(23) С наказанием виновных в различных политических преступлениях он был тесно увязан не ранее XIV в. Переворачивание щита стало одним из самых известных наказаний герба.
_______________
(23) Hablot L. La captation royale… P. 234.


На рисунках:
- выше: слева - надгробие Фернандо де Антекера в монастыре Поблет (Таррагона, Испания). 1416; справа: - Бадо Аурео. Tractatus de Armis. Bodl. Lat. misc.e.86;
- ниже: разбитый щит при упоминании о казни У. де Мариско. Historia Anglorum. F.133v, фрагмент.

Случай геральдической диффамации отмечен в 1326 г., когда Хью Диспенсера Старшего графа Винчестера казнили в Бристоле 27 октбяря 1326 г. Поскольку он «попрал законы рыцарства», он подвергся наказанию в одеянии с перевёрнутыми его гербами, «чтобы они были запятнаны навсегда»(24). Его сын, Диспенсер Младший, был казнён 24 ноября 1326 г. в Херефорде тоже с опозориванем герба.
_______________
(24) «…pour qu’elles soient entachées pour toujours». (Hablot L. «Sens dessubz dessous», Le Blason de la trahison au Moyen Age... P. 338).

Нередко как пример геральдического наказания упоминается дело английского рыцаря ломбардского происхождения Эймери из Павии, который в 1348 г. попытался сдать город Кале французам за 20 000 крон. Дж. Гиллим пишет, что за это его герб был перевёрнут, и в синем поле его герба удалены два из шести шпорных колёсиков (mollets)(25).
_______________
(25) Guillim J. A Display of Heraldry. London, 1611. Section I. Chap. VIII. P. 35.

К середине XIV в. наказание герба стало применяться прежде всего по отношению к различным формам предательства и клятвопреступления, к поведению на поле боя. Л. Абло связывает это с общим развитием военного права(26). Статуты Ордена Звезды (1351 г.) предусматривают, что в случае бегства с поля боя рыцарь Ордена «будет исторгнут из сообщества и не сможет носить таковое [орденское] одеяние, и щит с гербами благородного дома и его шлемовая эмблема будут повёрнуты сверху вниз»(27). Subversio armorum было наказанием для рыцарей, но, как и в случае с гербами, было принято всем обществом, поскольку наказывалось покушение на рыцарские ценности, равные ценностям сообщества – «переворачивание гербов прямо противоположно идее рыцарской чести»(28).
_______________
(26) Hablot L. La captation royale de l’expression emblématique à la fin du Moyen Age // Actes du colloque Le roi Fontaine de Justice. Dir. B. Ribémont. Orléans, 2012. P. 235.
(27) «…sera souspendus de la compagnie et ne pourra porter tel habit, et li tournera l’ecu en la Noble Maison ses armes et son timbre, sanz dessus dessous». (Ordonnances des rois de France. T. II. P. 466. Цит. по: La Curne de Sainte-Palaye. Mémoires sur l’ancienne chevalerie. Vol. I–II. Paris, 1759. Vol. I. P. 383).
(28) Hablot L. «Sens dessubz dessous», Le Blason de la trahison au Moyen Age... P. 350.

Естественно, что в этой ситуации гербы могли выступать своего рода гарантией. В 1358 г. Рауль де Реневаль «со товарищи» обязался выкупить у англичан замок Пуа «под страхом» считаться «клятвопреступниками, предателями и неверными перед всем христианским миром» и увидеть их гербы перевёрнутыми(29). В 1364 г. Жан де Грайи попал в плен при Кошереле и пообещал (причём не устно, а в акте с печатью) остаться всегда «истинным и верным пленником» Карла V, и не искать сношений с королём Наварры. В случае нарушения он готов был считаться «ложным, дурным и неверным рыцарем, клятвопреступником и лжецом: «в знак этого мои гербы будут повёрнуты и поставлены верхом вниз»(30). В 1368 г. пленный Жан де Мелэн, понуждаемый долгом, дал обязательства, которые снабдил своими печатями и стал жертвой subversio armorum, каковое счёл злоупотреблением. Суд рассудил, что применение subversio аннулирует долг Мелэна и потребовал восстановления гербов во всех местах, где они были диффамированы(31). В хартии 1388 г. братья де Монбурше обязались Жану IV герцогу Бретонскому (1339–1399) защищать замок и крепость Сен-Бриёк под страхом того, что их «гербы будут помещены и установлены перевёрнутыми, без того чтобы кто-то оные мог поместить и установить иным образом» (32).
_______________
(29) «…parjure, traîtres et infidèles par toute la chrétienté». (Timbal P.-C. La guerre de cent ans vue à travers les registres du Parlement (1337–1369). Paris, 1961. P. 297–298.).
(30) «…que je soie tenuz pour faux, mauvais et desloial chevalier et pour parjure et foy mentie et que, en signe de ce, mes armes soient tournées et mises ce dessus dessoubz». (Matieu R. Op.cit. P. 233).
(31). Timbal P.-C. Op. cit. P. 307–313.
(32) «…armes estre mises et assises à revers, sans que icelles par elx ne par aultres puissent estre mises ne assises en aultre maniere». (Lobineau G.A. Histoire de Bretagne, composée sur les titres & les auteurs originaux…, T. II. Paris, 1707. P. 689).

Геральдические трактаты XIVв. с их сильным юридическим уклоном отмечают эту практику диффамации. Автор «Сна Садовника» (Songe du Vergier) в 1378 г. писал, что «никакой рыцарь или иностранец не мог быть обязан сделать никакой [недостойной] вещи под страхом, что его гербы будут перевёрнуты […], ибо это стыд любому благородному роду когда гербы их дома перевёрнуты»(33). Бадо Аурео в своём в «Трактате о гербах» (Tractatus de armis) (ок. 1395 г.) писал о переворачивании щита в качестве наказания как о норме: «Также отметь, что когда носимые гербы должны быть обесчещены вследствие измены, бегства, либо вероломства, тогда его гербы должны быть нарисованы перевёрнутыми…»(34). В рукописи приведён рисунок перевёрнутого щита(35).
_______________
(33) «…que nul chevalier ou estrangier ne se peut obliger de faire aulcune chose sur peine que ses armes luy soyent renversées […] car c’est honte à toute noble lignée quant les armes de leur hostel sont renversées». Черных А.П. Геральдика и право в трактате «Songe du Vergier» //Древнее право/Ivs antiqvvm, 1996 No.1. М., 1996. C. 237.
(34) «Item nota, quando portans arma debet dishonorari propter proditionem, fugam, vel fidem ruptam: tunc arma sua sunt pingenda per traversum». (Bado Aureo. Tractatus de Armis (I) // Medieval Heraldry. Some Fourteenth Century Heraldic Works. / Ed. E. Jones. Cardiff, 1943. P. 143).
(35) Jean de Bado Aureo. Tractatus de armis. Oxford, Bodleian Library, Ms. Lat. misc. E. 86. Fol. 31–32v.

К смыслу переворачивания щита следует отнестись со вниманием. Л. Абло считает, что практика переворачивания щита зародилась на турнирах первой трети XIV в.(36) За рыцарские «преступления» рыцарь с позором должен быть исключён из турнира, а его гербы перевёрнуты и брошены наземь гербовыми должностными лицами. Памятуя о том, что турнир – более чем важная вещь в социальном смысле, переворачивание герба означает изгнание из рыцарского сообщества. Свидетельства применения переворачивания гербов как меры возможного наказания многочисленны(37), с середины XIV до начала XV в. – не менее 15 случаев(38).
_______________
(36) Hablot L. «Sens dessubz dessous», Le Blason de la trahison au Moyen Age… 2009. P. 351.
(37) Idem. P. 340.
(38) Idem. P. 336.

Для реконструкции средневековой ситуации с наказанием гербов мы подчас вынуждены обращаться к нобилитетным сочинениям XVII в., хотя это и небезопасно, учитывая нелюбовь этого рода сочинителей к указанию источников. Известный автор Ансельм пишет, что как почтены мудрые и отважные рыцари, «так же вероломные, предатели, убийцы и виновные в преступлении «против величества» должны быть сурово наказаны и отмечены позорными метками»(39), «щит с их гербами должен быть публично разбит молотом, залит чернилами или закопчён, затем проволочен на хвосте кобылы по грязи и отбросам в знак вечного бесчестья»(40).
_______________
(39) «De meſme les laſches, les traiſtres, les aſſaſſins, & les criminels de leze-Majeſté eſtoient ſeuerement punis, & notez d’ignominieuſes marques». (Anselme P. Le palais de l’honneur, contenant les genealogies historiques des illvstres maisons de Lorraine et de Savoye, & de pluſieurs nobles Familles de France. Paris, 1664. Ch. XXXV. P. 111).
(40) «L’eſcu de ſes armes eſtoit publiquémient rompu auec vn marteau, effacé auec de l’encre, ou enfumé, puis traîné à la queuë d’vne Cauale par les bouës: & par les ordures, pour mạrque d’infamie eternelle» (Idem. P. 112).

Ряд авторов XVII–XVIII вв. утверждали, что переворачивание щита происходит от обычая покрывать труп мёртвого рыцаря его щитом, помещённым заострением вверх, обозначая, что тот, кому он принадлежал – мёртв. Ш. Дю Канж связывал перевёрнутый герб с исторжением из благородного сословия(41). Не противоречит этому и утверждение, что «всякий рыцарь, обесчещенный за его дурную веру, трусость или какое-либо постыдное действие, рассматривается равным образом как труп, лишённый всякого чувства»(42). Всякий благородный, обвиняемый в предательстве, мог увидеть свои гербы перевёрнутыми и без какого-либо другого наказания(43).
_______________
(41) «Arma Reversata, in degradationibus nobilium, qui feloniæ damnati erant: si quis enim proditionis reus damnatus esset, continuo ad majorem ignominiam, nobilitate non modo excidebat, sed et ipsius liberi nobilium prærogativa privabantur, atque in hujusce rei signum, arma proditoris publice invertebantur, seu reversabantur». (Du Cange. Glossarium mediae et infimae latinitatis… T. 1. Parisiis, 1840. P. 396).
(42) La Curne de Sainte-Palaye. Mémoires sur l’ancienne chevalerie. Vol. I–II. Paris, 1759. Vol. I. P. 318–321. Fig. 56, P. 382, note 50.
(43) Matieu R. Op. cit. P. 234; HablotL. «Sens dessubz dessous», Le Blason de la trahison au Moyen Age… 2009. P.348.

Смысл переворачивания, надо полагать, находится в пределах развёрнутой М. Бахтиным концепции средневекового верха и низа. Оливье де ла Марш полагал ситуацию, когда герб коснулся земли, посрамлением всего рода(44). Несомненно, что мы имеем дело с визуальными интерпретациями символического. Переворачивание точно отражает поступки, считающиеся недостойными рыцаря – предательство сеньора, недостойное обращение с дамой – как поступки низкие, низводящие рыцаря с верха в низ. Перевёрнутый щит означал смерть; перевёрнутые гербы живого – его смерть этическую и социальную(45).
_______________
(44) Хёйзинга Й. Осень Средневковья. М., 1988. Гл. XVII. С. 261.
(45) Hablot L. «Sens dessubz dessous», Le Blason de la trahison au Moyen Age… 2009. P. 348.

Наряду с переворачиванием герба существовала и дополнительная практика его диффамации. Во время осады Монконтура в 1371 г. Бертран Дю Геклен поручился землями и имуществом уплатить выкуп за одного из пленников, но забыл урегулировать этот долг. Тогда англичанин, некий Жанекен Лове, велел щит с нарисованными гербами Дю Геклена привязать к хвосту коня и затем повесить перевёрнутыми верхом вниз как гербы клятвопреступника. Взяв город, Дю Геклен заставил влачить его самого и повесить в том самом месте, где его гербы были подвергнуты унижению(46).
_______________
(46) «Oy dist l’escuyer, regardés la douleur/ les armes de Bertrand, ou tant a de vigeur,/ Ont penduë laidement, ainsi comme trahiteur,/ et traisnée aussi au long d’un quarrefort,/ et les ont enversées, en montrant par frenour (à grand bruit),/ que Bertrand de Glaequin a cuer de boiseours». (Cuvelier. Chronique de Bertrand du Guesclin. Publ. par E. Charrière. Paris, 1839. T. 2. P. 216–217, v. 19672–19690; La Curne de Sainte-Palaye. Op. cit. P. 382–383).

В 1412 г. парижский парламент признал виновным и осудил герцога Лотарингского в числе прочего и за то, что тот влачил привязанными к хвосту коня знамёна с геральдическими лилиями (судя по всему, относящимися к королю)(47).
_______________
(47) Hablot L. «Sens dessubz dessous», Le Blason de la trahison au Moyen Age… 2009. P. 350.

»» Читать дальше...

* * *

Опубликовано на бумаге:
Черных А.П. Наказание и поругание герба в Средние века // Средние века: исследования по истории Средневековья и раннего Нового времени. Вып. 78 (1–2). Ин-т всеобщей истории РАН. – М.: Наука. 2017. С. 8–30.

Источник: Геральдическое чтение

[ Обсудить в форуме »» ]

 

© Дмитрий Иванов, учредитель ресурса (2002-2018 гг.). Хостинг: Геральдика.ру.
При полной или частичной перепечатке текстов в Интернете гиперссылка на https://sovet.geraldika.ru обязательна.

SSL