Геральдика сегодня Научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве
ГЕРАЛЬДИКА СЕГОДНЯ
| о проекте | добавить в избранное | сделать стартовой | написать письмо | карта сервера |

ОТКРЫТЫЙ ГЕРБОВНИК:
интернет-галерея российских гербовладельцев

 
 
Герб наугад:
ЛОСИ, Санкт-Петербург (2011)

ЛИЧНЫЕ И РОДОВЫЕ ГЕРБЫ
» Право на герб и традиция
» Гражданские гербы сегодня
» Гербы дворян: вчера и всегда
» Записки о родовой геральдике
» Дворянский герб: лицом к лицу

ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ РОССИЯ:
» - регионы и муниципалитеты
» - герб России на самом деле

ГИЛЬДИЯ ГЕРАЛЬДИЧЕСКИХ ХУДОЖНИКОВ:
» О гильдии
» Художники

НАУКА ГЕРАЛЬДИКИ
» Азы и основы
» Геральдическое чтение
» --

СПЕЦПРОЕКТЫ
» Геральдика в шедеврах
» Геральдический Петербург и вокруг
» Музей рязанской геральдики
» Геральдическая Москва
» Геральдический Иран
» Русская дворянская пуговица

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ:
» - Российской империи
» О геральдическом ведомстве
» Федеральные законы и указы
» Ведомственные акты
» Региональные законы и акты
»
 

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЙ СОВЕТ
при Президенте РФ

Всë о геральдической службе России
 

 
ГЕРАЛЬДИЧЕСКОЕ ХУДОЖЕСТВО СЕГОДНЯ
 
 
 
ВСЕ АНОНСЫ RUSSIAN HERALDRY ВОПРОС? ФОРУМ ПОИСК:
версия страницы, оптимизированная для печативерсия для печати

Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, главы XI-XIII)

[ 28.06.2006 ] // Геральдический совет при Президенте РФ

Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, главы XI-XIII)Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 года.

РАЗДЕЛ 2.
Рекомендации по составлению и использованию гербов муниципальных образований
(окончание)

»» XI. Актуальные и спорные вопросы использования гербов в условиях проведения муниципальной реформы

»» XII. Вопросы государственной регистрации гербов в связи с проведением муниципальной реформы

»» XIII. Типовое положение о гербе муниципального образования

XI. АКТУАЛЬНЫЕ И СПОРНЫЕ ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕРБОВ В УСЛОВИЯХ ПРОВЕДЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

62. В условиях проводимой в настоящее время муниципальной реформы, когда количество муниципальных образований многократно вырастает, их структура изменяется, а существовавшие до настоящего времени муниципалитеты разделяются и (или) приобретают новые формы организации, возникает ряд вопросов геральдического обеспечения муниципальных образований, подчас приводящий к конфликтам и путанице в делопроизводстве. Наиболее распространены следующие проблемы:
- вопросы права на исторический герб, прежде уже восстановленный в употреблении как герб муниципалитета районного типа, при разделении города (городского округа, городского поселения) и муниципального района;
- порядок перехода гербов упраздняемых муниципалитетов к вновь создаваемым;
- особенности отражения геральдическими средствами принадлежности муниципальных образований низшего уровня (городских и сельских поселений) к муниципальным районам.

63. До проведения муниципальной реформы в Российской Федерации существовало значительное количество муниципальных образований районного типа, административными центрами которых являлись входящие в состав районов города, имевшие гербы, утвержденные до 1917 г. Обыкновенно в таких случаях старинный герб города – административного центра района, восстанавливался в употреблении как герб района[24].
__________
[24] - Так, старинный герб города Вольск стал гербом Вольского района Саратовской области, города Тихвин – Тихвинского района Ленинградской области, города Старица – Старицкого района Тверской области и т.д. В отдельных случаях для герба района использовался герб старинного города, находящегося на его территории, но не являющегося его административным центром (Сноска: Например, герб Касимовского района Рязанской области с гербом г. Елатьмы; герб Кимовского района Тульской области с гербом г. Епифань; герб Суворовского района Тульской области с гербом г. Лихвин (Чекалин) и т.п.)

В ходе проведения муниципальной реформы все города получают статус самостоятельных муниципальных образований (городского округа или городского поселения), а районы преобразуются в муниципальные образования типа «муниципальный район». В этих условиях встает вопрос: кому должен отойти исторический герб?

Приоритетным правом на исторические гербы обладают города (вне зависимости от их муниципальной организации), так как именно городам гербы жаловались императорской властью, городам они принадлежали в течение столетий (районам же – не более 10 лет). Соответственно, исторический герб, при разделении города и района, отходит к городу.

Муниципальный район в данной ситуации может решить проблему собственного герба одним из трех способов:

1) заключить соглашение с городом о совместном использовании герба (при этом определяющей будет позиция города) – в этом случае герб будет равно использоваться городом и муниципальным районом, а если возникнет необходимость визуально различить такие гербы, то для этой цели должны быть использованы средства обрамления – короны установленного образца;

2) разработать районный герб путем модификации старинного герба (с минимальным его изменением – например, зеркальной заменой цвета[25], изменением разворота фигур, сочетанием замены цвета и изменения разворота фигур, введением в герб бризур (например, каймы) и т.п.);
__________
[25] - Например, если в историческом гербе черный медведь на золотом поле, то в созданном на его основе районном гербе – золотой медведь на черном поле.

3) разработать новый герб (который может строится с использованием мотивов старинного герба[26], или вовсе не иметь никакой связи со старинным гербом).
__________
[26] - Например, если в историческом гербе лошадь, то в гербе созданном по его мотивам – лошадиная голова; если в старинном гербе дерево, то в гербе созданном по его мотивам – пять таких же деревьев и т.п. Могут быть добавлены или изъяты второстепенные фигуры или атрибуты, введено дополнительное деление поля герба на цветовые сегменты и т.п.

64. Если район старой организации[27] имел новый герб[28], то данный герб переходит без изменений к муниципальному району, созданному на основе дореформенного района.
__________
[27] - Вне зависимости от форм этой организации: простая районная, объединенная районная (муниципальное образование типа «город и район»), иная.
[28] - Созданный, учрежденный после 1991 г. и внесенный в Государственный геральдический регистр Российской Федерации до проведения муниципальной реформы.

В этом случае, по завершении организации муниципального района представительским органом местного самоуправления может быть принят правовой акт, подтверждающий переход к муниципальному району герба прежде существовавшего муниципального образования районного типа. О принятии такого акта следует информировать Геральдический совет при Президенте Российской Федерации, для внесения необходимых дополнений в материалы Государственного геральдического регистра Российской Федерации.

65. В Положениях о гербах некоторых объединенных муниципальных образований дореформенной организации предусматривались возможность разделения муниципалитета и порядок перехода герба в этой ситуации. В подобных случаях переход герба должен осуществляться в соответствии с предусмотренным Положением порядком.

66. Титульные города муниципальных районов[29] имеющих новые гербы, могут строить собственные гербы посредством модификации гербов соответствующих муниципальных районов или с использованием мотивов гербов соответствующих муниципальных районов (при условии, что город имеет статус «городское поселение» и не обладает историческим гербом).
__________
[29] - То есть города, от названий которых образовано название района, в подавляющем большинстве случаев такие города являются административными центрами районов.

67. В новой системе муниципальной организации предусмотрено наличие муниципальных образований (городских и сельских поселений), входящих в состав муниципальных образований высшего уровня (муниципальных районов). Возникают вопросы: целесообразно ли предоставление городским и сельским поселениям, не имеющим собственных гербов, права пользования гербом соответствующего муниципального района и целесообразно ли отражение геральдическими средствами принадлежности городских и сельских поселений к муниципальным районам в гербах данных городских и сельских поселений?

Предоставление права городским и сельским поселениям, не имеющим собственных гербов, использовать герб соответствующего муниципального района в принципе возможно, если это зафиксировано Положением о гербе муниципального района. Однако, при принятии решения о предоставлении такого права следует исходить прежде всего из интересов муниципального района и дать четкий ответ на вопрос: не повредит ли это практическим нуждам муниципального района, не создаст ли знаковой путаницы, не приведет ли к тому, что официальные документы городских и сельских поселений, несущие районную символику, приобретут завышенный статус и станут необоснованно смешиваться с районными документами. Кроме того, нужно помнить, что, во-первых, городские и сельские поселения вправе иметь собственные гербы (соответственно, вполне возможна ситуация, когда в муниципальном районе часть городских и сельских поселений пользуется районной символикой, а другая часть – собственной), во-вторых, право использовать герб района для городских и сельских поселений не может превратиться в обязанность (соответственно, одни будут использовать герб района, а другие – не будут). Таким образом, может сложиться ситуация, когда часть городских и сельских поселений, входящих в муниципальный район, будет использовать районный герб, часть – собственные гербы, часть – не пользоваться никакими гербами, что создаст знаковый хаос и не будет способствовать четкому геральдическому обеспечению деятельности органов местного самоуправления. В этой связи предпочтительно избегать предоставления городским и сельским поселениям, входящим в муниципальный район, права пользования гербом муниципального района.

Отражение в гербах городских и сельских поселений принадлежности к муниципальным районам является нецелесообразным. Во-первых, по крайней мере - на текущем этапе муниципальной реформы, система муниципальных образований низшего уровня будет оставаться достаточно динамичной – возможны переформирования низших муниципалитетов, переводы в другие муниципальные районы и т.д., в связи с чем гербы (если в них будет наличествовать районная символика) придется изменять, что всегда является нежелательным. Во-вторых, насыщение муниципальных гербов дополнительными элементами и без того является основательным (короны – знак административного статуса, вольные части – знак региональной принадлежности), и введение еще одного дополнительного элемента с символикой муниципального района будет приводить к знаковой перегруженности герба. В принципе, возможно использование мотивов символики муниципального района в композициях щитов гербов городских и сельских поселений[30], но данное решение небесспорно: во-первых, поскольку районный мотив будет внесен в неизменную часть герба (щит), городское или сельское поселение не сможет в случае перевода в другой муниципальный район отразить это геральдическими средствами (так как однажды принятый щит герба не должен изменяться), во-вторых, некоторые городские и сельские поселения на территории района могут иметь исторические гербы, или гербы внесенные в Государственный геральдический регистр Российской Федерации до проведения муниципальной реформы, которые не должны изменяться в части композиции щита и, соответственно, не смогут отразить районный мотив.
__________
[30] - Можно представить себе схему, согласно которой, если в гербе района имеется геральдическое стропило, то стропило (в любой форме, возможно – совершенно несхожей с районной) обязательно должно присутствовать в гербах сельских и городских поселений; если в гербе района ель, то «еловый» мотив (изображение одной или нескольких елей, еловой ветви (ветвей), еловой шишки, ельчатого деления полей герба) обязательно должен присутствовать в гербах сельских и городских поселений.

XII. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ГЕРБОВ В СВЯЗИ С ПРОВЕДЕНИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОЙ РЕФОРМЫ

68. Переход герба от дореформенного муниципального образования районного типа к муниципальному району не требует перерегистрации данного герба в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации. По завершении организации муниципального района органам местного самоуправления надлежит информировать Геральдический совет при Президенте Российской Федерации о принятии герба прежде бывшего района вновь образованным муниципальным районом для того, чтобы Геральдическим советом было внесено необходимое дополнение в состав регистрационных документов. За таким гербом сохраняется ранее присвоенный ему регистрационный номер. Свидетельство о регистрации герба сохраняется в органах местного самоуправления муниципального образования, не подлежит замене и остается полноценным документом, подтверждающим факт регистрации и права на герб.

69. Переход герба от дореформенного муниципального образования к новому муниципальному образованию близкой организации и расположенному на той же территории (например: от сельсовета, волости – к сельскому поселению, от города – к городскому поселению или городскому округу) не требует перерегистрации данного герба в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации. По завершении организации нового муниципального образования органам местного самоуправления надлежит информировать Геральдический совет при Президенте Российской Федерации о принятии герба прежде бывшего муниципального образования вновь образованным муниципальным образованием для того, чтобы Геральдическим советом было внесено необходимое дополнение в состав регистрационных документов. За таким гербом сохраняется ранее присвоенный ему регистрационный номер. Свидетельство о регистрации герба сохраняется в органах местного самоуправления муниципального образования, не подлежит замене и остается полноценным документом, подтверждающим факт регистрации и права на герб.

70. В иных случаях, когда при организации новых муниципальных образований происходит разделение или реорганизация территорий дореформенных муниципалитетов, приводящее к передаче гербов (например, от муниципального района – городу) необходимо произвести перерегистрацию герба в Государственном геральдическом регистре Российской Федерации. Для этой цели органами местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть представлены в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации документы, подтверждающие переход герба к данному муниципальному образованию, сопровожденные оригиналом свидетельства о состоявшейся прежде регистрации данного герба. На основании этих сведений предыдущая регистрация герба погашается, прежде выданное свидетельство уничтожается, гербу присваивается новый регистрационный номер, а владельцу герба выдается соответствующее новое свидетельство.

71. Регистрация гербов, разрабатываемых и принимаемых впервые, осуществляется на общих основаниях в обыкновенном порядке (см. главу III раздела 1 настоящих методических рекомендаций).

XIII. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ГЕРБЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ О ГЕРБЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ [название муниципального образования] [название субъекта Российской Федерации, в который входит муниципальное образование в родительном падеже]

Настоящим положением устанавливается герб муниципального образования [название муниципального образования] [название субъекта Российской Федерации, в который входит муниципальное образование в родительном падеже], его описание и порядок официального использования.

1. Общие положения

1.1. Герб муниципального образования [название муниципального образования] [название субъекта Российской Федерации, в который входит муниципальное образование в родительном падеже] (далее – ГЕРБ) является официальным символом [название муниципального образования] [название субъекта Российской Федерации, в который входит муниципальное образование в родительном падеже].

1.2. Положение о ГЕРБЕ и рисунки ГЕРБА в многоцветном и одноцветном вариантах* хранятся в [указываются места хранения] и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.

1.3. ГЕРБ подлежит внесению в Государственный геральдический регистр Российской Федерации.

2. Описание ГЕРБА

2.1. Геральдическое описание ГЕРБА: «[Вносится текст описания, начинающийся с заглавной буквы]».

2.2.* Толкование символики ГЕРБА:
[Вносятся исторические сведения о гербе, его первичных утверждениях и изменениях (если таковые имели место), толкование символики герба.]*
__________
* - Пункт 2.2 обязательным не является.

3. Порядок воспроизведения ГЕРБА

3.1. Воспроизведение ГЕРБА, независимо от его размеров, техники исполнения и назначения, должно точно соответствовать геральдическому описанию, приведенному в п. 3.1. статьи 3 настоящего Положения. Воспроизведение ГЕРБА допускается в многоцветном и одноцветном вариантах.

3.2.** Воспроизведение герба, независимо от назначения и случая использования, допускается с дополнительными элементами [далее перечисляются те дополнительные элементы, которые имеются в данном конкретном гербе – вольная часть, корона, щитодержатели или иное и их возможные сочетания согласно таблице, приведенной в § 51] или без дополнительных элементов, в виде одного щита. Изображения герба как в виде одного щита, так и с дополнительными элементами, являются равнозначными, равноценными и равно приемлемыми во всех случаях официального использования.**
__________
** - Пункт 3.2 обязательным не является.

3.3. Ответственность за искажение рисунка ГЕРБА, или изменение композиции или цветов, выходящее за пределы геральдически допустимого, несет исполнитель допущенных искажений или изменений.

4. Порядок официального использования ГЕРБА

4.1. ГЕРБ муниципального образования помещается:
- на зданиях органов местного самоуправления;
- на зданиях официальных представительств [название муниципального образования] за пределами [название муниципального образования];
- в залах заседаний органов местного самоуправления;
- в рабочих кабинетах главы муниципального образования, выборных и назначаемых должностных лиц местного самоуправления.

4.2. ГЕРБ помещается на бланках:
- правовых актов органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
- представительного органа самоуправления;
- главы муниципального образования, исполнительного органа местного самоуправления;
- иных выборных и назначаемых должностных лиц местного самоуправления.

4.3. ГЕРБ воспроизводится на удостоверениях лиц, осуществляющих службу на должностях в органах местного самоуправления, муниципальных служащих, депутатов представительного органа местного самоуправления; членов иных органов местного самоуправления.

4.4. ГЕРБ помещается:
- на печатях органов местного самоуправления;
- на официальных изданиях органов местного самоуправления.

4.5. ГЕРБ может помещаться на:
- наградах и памятных знаках муниципального образования;
- должностных знаках главы муниципального образования, председателя представительного органа местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления, муниципальных служащих и работников органов местного самоуправления;
- указателях при въезде на территорию муниципального образования;
- объектах движимого и недвижимого имущества, транспортных средствах, находящихся в муниципальной собственности;
- бланках и печатях органов, организаций, учреждений и предприятий, находящихся в муниципальной собственности, муниципальном управлении или муниципальном подчинении, а также органов, организаций, учреждений и предприятий, учредителем (ведущим соучредителем) которых является муниципальное образование;
- в залах заседаний руководящих органов и рабочих кабинетах руководителей органов, организаций, учреждений и предприятий, находящихся в муниципальной собственности, муниципальном управлении или муниципальном подчинении, а также органов, организаций, учреждений и предприятий, учредителем (ведущим соучредителем) которых является муниципальное образование;
- на принадлежащих органам, организациям, учреждениям и предприятиям, находящимся в муниципальной собственности, муниципальном управлении или муниципальном подчинении, а также органам, организациям, учреждениям и предприятиям, учредителем (ведущим соучредителем) которых является муниципальное образование объектах движимого и недвижимого имущества, транспортных средствах.

4.6. Допускается размещение ГЕРБА на:
- печатных и иных изданиях информационного, официального, научного, научно-популярного, справочного, познавательного, краеведческого, географического, путеводительного и сувенирного характера;
- грамотах, приглашениях, визитных карточках главы муниципального образования, должностных лиц органов местного самоуправления, депутатов представительного органа местного самоуправления;
- на знаках воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации и кораблей Военно-Морского Флота Российской Федерации, воинских частей, боевых и иных кораблей и судов войск иных органов федеральной исполнительной власти, носящих имя [название муниципального образования], постоянно дислоцированных в [название муниципального образования], традиционно комплектующихся жителями [название муниципального образования] или имеющую иную особо тесную связь (в том числе – историческую) с [название муниципального образования] – по согласованию между командиром части и главой муниципального образования.

Допускается использование ГЕРБА в качестве геральдической основы для изготовления знаков, эмблем, иной символики при оформлении единовременных юбилейных, памятных и зрелищных мероприятий проводимых в [название муниципального образования] или непосредственно связанных с [название муниципального образования] по согласованию с главой муниципального образования.

4.7. При одновременном размещении ГЕРБА и Государственного герба Российской Федерации, ГЕРБ располагается справа от Государственного герба Российской Федерации (с точки зрения стоящего лицом к гербам).

При одновременном размещении ГЕРБА и герба [название субъекта Российской Федерации, в который входит муниципальное образование], ГЕРБ располагается справа от герба [название субъекта Российской Федерации, в который входит муниципальное образование] (с точки зрения стоящего лицом к гербам).

При одновременном размещении ГЕРБА, Государственного герба Российской Федерации и герба [название субъекта Российской Федерации, в который входит муниципальное образование], Государственный герб Российской Федерации располагается в центре, герб [название субъекта Российской Федерации, в который входит муниципальное образование] – слева от центра, а ГЕРБ – справа от центра (с точки зрения стоящего лицом к гербам).

При одновременном размещении ГЕРБА с другими гербами размер ГЕРБА не может превышать размеры Государственного герба Российской Федерации (или иного государственного герба), герба [название субъекта Российской Федерации, в который входит муниципальное образование] (или герба иного субъекта Российской Федерации).

При одновременном размещении ГЕРБА с другими гербами ГЕРБ не может размещаться выше Государственного герба Российской Федерации (или иного государственного герба), герба [название субъекта Российской Федерации, в который входит муниципальное образование] (или герба иного субъекта Российской Федерации).

При одновременном размещении ГЕРБА с любым государственным гербом, гербом субъекта Российской Федерации или иностранного региона, гербом иного муниципального образования, в тех случаях, когда размещаемые рядом с ГЕРБОМ гербы не имеют дополнительных элементов, ГЕРБ используется без дополнительных элементов.

4.8. Порядок изготовления, использования, хранения и уничтожения бланков, печатей и иных носителей изображения ГЕРБА устанавливается органами местного самоуправления.

4.9. Иные случаи использования ГЕРБА устанавливаются Главой муниципального образования.

5. Ответственность за нарушение настоящего Положения

5.1. Использование ГЕРБА с нарушением настоящего Положения, а также надругательство над ГЕРБОМ влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Заключительные положения

6.1. Внесение в состав (рисунок) ГЕРБА каких-либо внешних украшений, а также элементов официальных символов [название субъекта Российской Федерации, в который входит муниципальное образование] допустимо лишь в соответствии с законодательством Российской Федерации и [название субъекта Российской Федерации, в который входит муниципальное образование]. Эти изменения должны сопровождаться пересмотром статьи 3 настоящего Положения для отражения внесенных элементов в описании.

6.2. Все права на ГЕРБ принадлежит органам местного самоуправления [название муниципального образования].

6.3. Контроль за исполнением требований настоящего Положения возлагается на Администрацию муниципального образования.

6.4. Настоящее Положение вступает в силу со дня его официального опубликования.

»» ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ... »»

[ Обсудить в форуме »» ]

 

© Дмитрий Иванов, учредитель ресурса (2002-2018 гг.). Хостинг: Геральдика.ру.
При полной или частичной перепечатке текстов в Интернете гиперссылка на https://sovet.geraldika.ru обязательна.

SSL