09.03.2007 // Владислав и Юрий Садолуковы Реконструкция соединенного герба Шереметевых и Исленьевых выполнена Михаилом Шелковенко по изображению на личной печати М.В. Исленьевой (1733-после 1784), урожденной Шереметевой. «Премьера» цветного рисунка состоялась в ходе XIV коллоквиума Международной Академии геральдики на тему «Геральдика и женщина» (Санкт-Петербург, 5-8 сентября 2005 года, Государственный Эрмитаж): слайд с брачным гербом Исленьевой послужил одной из иллюстраций к докладу Михаила Медведева «Геральдические привилегии российских дам».
Печать, композиция которой послужила художнику основой для создания этого выдающегося произведения геральдического художества, хранится в эрмитажном собрании (отдел нумизматики Государственного Эрмитажа, инв. N ИП-618, сталь, 28х31 мм). Сама печать была атрибутирована М.А. Добровольской. Ниже приведен фрагмент из ее статьи «Гербовник» А.Т. Князева и несколько печатей собрания Эрмитажа (опубликованной в сборнике Геральдика. Материалы и исследования. Изд-во ГЭ, Л., 1987). Сообщенное исследователем дополнено нашими примечаниями, которые представляются существенными.
М.А. Добровольская
«Гербовник» А.Т. Князева и несколько печатей собрания Эрмитажа (фрагмент)
...Обращение к «Гербовнику» помогло определить герб и при дальнейших поисках установить принадлежность печати, поступившей в Эрмитаж в 1963 г. в составе коллекции, приобретенной у А.И. Шустера.
На рисунках:
- слева: печать М.В. Исленьевой, урожденной Шереметевой, XVIII в.;
- справа: рисунок печати В.Н. Исленьева из «Гербовника» А.Т. Князева.
Все поле стальной матрицы настольной печати занято изображением мантии, на которую наложены два овальных гербовых щита, над мантией - корона. Определение первого герба не представляло трудности - в красном поле расположенные один над другим два креста, щитодержатели - два льва, один имеет в лапе державу, другой - меч. Это герб Шереметевых - такой, каким он изображался в XVIII в.(1)
_______________
(1) Шереметевский гербовый щит представлен на этой печати в самой «минималистской» из всех самобытных версий, которыми члены рода пользовались на протяжении XVIII века (до Высочайшего пожалования, а по сути - фиксации своего герба, последовавшей в 1798 году; см. ОГ, II, 10 и ОГ, III, 10): «гданьская» гербовая композиция показана здесь без привычной короны над крестами. Подробней об истории герба см.: С.Н. Тройницкий. Гербы потомства Гланды Камбилы. «Гербоведъ», СПБ, Январь. 1913.
Второй герб - в овале большего размера в серебряном поле(2) лев с мечом, в правой верхней части в картуше(3) – якорь. В «Гербовнике» имеется изображение подобного герба «Истленьевых (Исленьевых) Василия Васильевича и его детей».
_______________
(2) Отсутствие штриховки на печати не может служить безусловным указанием на тинктуру (в данном случае – на серебряность щита); не всегда достоверны и расцветки, означенные А.Т. Князевым (похоже, он иногда раскрашивал прорисовки печатей наугад). Поэтому при создании публикуемого рисунка расцветка исленьевского герба была реконструирована иначе – с оглядкой на Высочайше утвержденную версию, где золотой лев показан в червленом поле (см. описание и рисунок герба в версии Общего гербовника: ОГ IV, 20).
(3) Точнее - в щитке: понятие «картуш» соответствует фигурному щитку, причем указывает только на его форму, которая не относится к геральдическим характеристикам. С точки зрения структурно-геральдической, щиток с якорем в самобытном гербе Исленьевых – причудливый, но допустимый «гибрид» вольной части и накладного щитка (вроде сердцевого). При Высочайшем пожаловании (подтверждении) герба Исленьевых эта геральдически пристойная вольность была «исправлена» (по нашему мнению – в ущерб своеобразию герба; тем более, что в результате такой корректуры явно второстепенный якорь занял более почетное место в верхнем поле, «подмяв» под себя поле с главной гербовой фигурой - см. ниже рис. 3). Так или иначе, и в самобытной, и в утвержденной версиях обе части (со львом и с якорем) представлены как два взаимонезависимых герба.
Герб рода Исленьевых, внесенный в Общий гербовник, претерпел изменения: щит разделен горизонтально на две части; в верхней в голубом поле изображен перпендикулярно серебряный якорь, а в нижней в красном поле стоящий на задних лапах золотой лев, держащий поднятый меч.
Итак, на печати - гербы дворян Шереметевых и Исленьевых; печать несомненно датируется XVIII в. Обращение к «Российской родословной книге» П. Долгорукова позволило найти владельца печати - это Мария Владимировна Шереметева, жена Василия Васильевича Исленьева, гвардейского ротмистра, умершего в 1780 г. Помещение на первое место герба Шереметевых не должно нас смущать(4); очевидно, больший размер герба Исленьевых подчеркивает его главенство.
_______________
(4) Как показал в своем вышеупомянутом докладе российский исследователь М.Ю. Медведев, помещение герба жены на первом месте в принципе так же допустимо в российской геральдике, как и обратное. Таким образом, «инвертированный» герб Исленьевой иллюстрирует не аберрацию, а норму.
Нельзя забывать, что в то время еще не было четко сформулированных в русской геральдике правил составления гербов, их размещения, изображения различных геральдических аксессуаров. На рассматриваемой печати корона не имеет жемчужин, а состоит из одних трилистников(5). Подобный рисунок короны можно увидеть на ряде печатей эрмитажного собрания. Это же касается и помещения дворянского герба на мантию - в дальнейшем она будет означать принадлежность к княжескому роду(6). Необходимо отметить, что печать Исленьевых, изображенная в «Гербовнике», имеет герб в овальном щитке, наложенном на княжескую мантию и увенчанном дворянской короной.
_______________
(5) Этот фасон короны по-разному трактуется в разных геральдических системах. В отечественную самобытную геральдику венец о пяти видимых «сельдерейных» зубцах проник, будучи подсмотрен русскими где-то на Западе: в романской геральдике примерно таковы короны герцогов и принцев, в германской – графских владетельных родов и т.д. Общая же номенклатура российских титульных корон такой тип венца не предназначала никому; ближайший его аналог – корона итальянского князя в гербе Демидовых, князей Сан-Донато (ОГ, XIII, 66). В обсуждаемом гербе пятилистная корона венчает княжескую мантию и по смыслу аналогична более известным княжеским атрибутам в гербах нетитулованных Рюриковичей, Редедичей или Камбиличей, где шапка (вместе с мантией) обозначала не собственный статус рода, но его происхождение от владетельных князей. К государям древности возводили свое родословие не только камбиличи Шереметевы, но и Исленьевы - потомки легендарного князя Шимона Африкановича.
(6) Не только принадлежность, но и происхождение от владетельных князей (см. предыдущее примечание). Таковы, например, княжеские корона и мантия в гербе нетитулованных дворян Епанчиных (к слову – однородцев Шереметевых), получивших при Высочайшем пожаловании право дополнить свой герб (ОГ, XIII, 23) «воспоминательными» княжескими атрибутами, права на которые по титулу (отсутствующему) у рода не было. В свете сказанного княжеская мантия исленьевского герба является абсолютно правомерным фоном.
Источники: Записки о русских гербах
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Соединенный герб Шереметевых и Исленьевых работы Михаила Шелковенко Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|