16+   |¤| О проекте    |¤| Последние обновления   
Тел. редакции Геральдики.ру: +7 495 542-0692
Поиск по Геральдике.ру:

О Геральдическом совете при Президенте РФ


» Первая страница    
О Геральдическом Совете:

» Общая информация

» Состав Совета

» Правовые основы

» История (хронология)

» Геральдические советы (комиссии) в регионах России

Государственная регистрация

» Официальные рекомендации

» Геральдическая экспертиза

» Регистрация символики

» Геральдический регистр РФ

ПУБЛИКАЦИИ

» Официальные разъяснения

» Конференции и совещания

» Интервью с членами Совета

Данный сайт не является официальным сайтом Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация здесь является справочной.

Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, главы VIII-X)

28.06.2006 // Геральдический совет при Президенте РФ

Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, главы VIII-X)Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 года.

РАЗДЕЛ 2.
Рекомендации по составлению и использованию гербов муниципальных образований
(продолжение)

»» VIII. Средства обозначения административного статуса и региональной принадлежности

»» IX. Вопросы использования исторических гербов

»» X. Основные вопросы разработки новых гербов

VIII. СРЕДСТВА ОБОЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО СТАТУСА И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ

40. Главной частью герба, частью неизменно принадлежащей владельцу и остающейся с владельцем вне зависимости, от перемен в его судьбе, является гербовый щит с помещенной на нем композицией. В составе герба могут также иметься дополнительные элементы – обрамление и вольная часть.

Обрамлением называются фигуры, помещаемые вокруг гербового щита.

Вольной частью называется прямоугольник, площадью несколько менее четверти от площади щита, несущий изображение иного герба и помещаемый, как правило, в верхнем геральдически правом[15] (в отдельных случаях – геральдически левом[16]) углу щита.
__________
[15] - Т.е. левом для наблюдателя, стоящего лицом к щиту.
[16] - Т.е. правом для наблюдателя, стоящего лицом к щиту.

В исключительных случаях, диктуемых композицией герба, вольная часть может примыкать к сторонам щита в иных местах

41. Дополнительные элементы не могут вноситься в состав герба произвольно, они не являются декоративным украшением герба. Дополнительные элементы в гербах муниципальных образований служат для обозначения административного статуса и региональной принадлежности гербов и могут вноситься в гербы только в соответствии со статусом и принадлежностью муниципального образования на основании единой системы знаков статусных и региональных различий, принятой в Российской Федерации.

42. Административный статус и региональная принадлежность не являются неизменными обстоятельствами. При определенных условиях, административный статус муниципального образования или его принадлежность к субъекту федерации могут измениться.

В этой связи и знаки обозначения статуса и принадлежности – обрамление и вольные части – не являются неизменными, навечно принадлежащими к гербу. Если изменится статус и принадлежность муниципального образования, то необходимо изменить соответствующим образом и дополнительные элементы герба этого муниципального образования.

43. Поскольку дополнительные элементы могут изменяться, постольку они необязательны в гербах муниципальных образований.

Эта необязательность двояка. С одной стороны, герб муниципального образования может вовсе не иметь никаких дополнительных элементов. И он будет полноценным и правильным гербом.

С другой стороны, при наличии практической потребности в состав герба муниципального образования правовым актом представительского органа муниципального образования могут быть введены соответствующие дополнительные элементы. Однако, в таком гербе дополнительные элементы необязательны к использованию: такой герб может в равной мере использоваться как с дополнительными элементами, так и без них – в виде одного только щита. В любом случае изображение герба является правильным, полноценным и уместным для выполнения всех присущих гербу официальных функций[17].
__________
[17] - Здесь можно провести очередную аналогию с наименованиями муниципалитетов. Каждое муниципальное образование имеет имя собственное, образованное от названия географического пункта. Это имя неизбывно принадлежит муниципальному образованию и остается с ним всегда, вне зависимости от изменений, происходящих с муниципальным образованием. К этому имени собственному в официальном полном наименовании муниципального образования прибавляется словосочетание, указывающее на административный статус муниципалитета. Это определение может изменяться с течением времени. Для того, чтобы обозначить муниципалитет, вполне достаточно произнести его имя собственное – его географическое название. Полное же официальное название муниципалитета имеет узкую сферу употребления, главным образом – в официальных и юридических документах. (Например, в названии муниципального образования «городской округ «Нижневартовск», слово «Нижневартовск» – имя собственное, оно остается с муниципалитетом всегда. Словосочетание «городской округ» – определение современного административного статуса муниципалитета. Оно может изменяться со временем (до недавнего времени муниципалитет назывался «город окружного значения Нижневартовск», перед тем просто «город Нижневартовск») и оно необязательно к употреблению – в разговорной и письменной речи нам достаточно использовать неизбывное слово «Нижневартовск», чтобы исчерпывающе ясно обозначить муниципалитет.) В гербах щит – это имя собственное, название муниципалитета, щит остается с владельцем всегда и достаточно использовать один только щит, чтобы четко и ясно владельца обозначить. Обрамление же – определение административного статуса, оно может меняться, оно необязательно для использования и его наличие бывает оправдано лишь в редких случаях особо официального применений герба.

Не рекомендуется устанавливать правовыми актами положения, обязывающие во всех (или в большинстве) случаев использовать герб с дополнительными элементами.

44. Дополнительными элементами, указывающими на административный статус муниципального образования, являются элементы обрамления, включающие в себя короны, щитодержателей и знаки наград.

45. Короны[18] являются главным элементом демонстрации административного статуса. Короны представляют собой символические изображения установленной формы и цвета, соответствующие или близкие по виду к реально существовавшим коронам (головным уборам, являвшимся знаками суверенных правителей), или условные изображения, подобные коронам по конструкции и внешним признакам.
__________
[18] - Следует помнить, что короны в гербах никогда не являлись и не являются символами монархического правления. Геральдическая корона – это знак определенного достоинства и прав самостоятельности. В этой связи короны с древнейших времен употребляются в гербах республик, городов, корпораций никак не связанных с монархией и монархами.

В композиции герба корона изображается над гербовым щитом: либо приподнятой над верхним краем щита (не соприкасающейся с краем щита, но находящейся очень близко к нему), либо непосредственно соприкасающейся с верхним краем щита (надетой на щит).

46. Соответственно системе муниципальной организации России Геральдическим советом разработана система корон, в которой для каждого типа муниципальных образований предусмотрена корона определенного вида.


__________
Примечание: Протоколом № 56 Заседания Геральдического совета при Президенте РФ от 25.09.2010 г. было также установлено, что города, которым было присвоено звание «Город воинской славы», могут расположить за короной два скрещенных меча. Наукограды могут использовать городскую корону с вырезами в виде раскрытой книги на каждом зубце, а ЗАТО - с раздвоенными зубцами.

47. В редких случаях для муниципальных образований городского типа, имеющих особое историко-культурное значение, допускается использование корон особого вида, призванных указывать на особый административный статус, имевшийся в ушедшие времена.

Так, муниципальные образования городов Казани, Астрахани, а также городов, бывших великокняжескими столицами в пору древней Руси (например: Владимир, Рязань, Тверь), могут венчать свои гербы царскими шапками: Казанской, Астраханской или Мономаховой соответственно (см. рисунки 12-14) на основании права, предоставленного этим городам императорским Указом 1857 года. Город или сельское поселение, бывшее в свое время столицей государства, удельного или иного княжества, может дополнять свою корону обручем с самоцветами (см. рисунок 15). Города имевшие в Российской Империи статус регионального центра, но лишившиеся ныне столичного статуса (например, Новороссийск, Тобольск) могут использовать башенную корону соответствующего их современному муниципальному положению вида, но с червленой (красной) муровкой швов.

Каждый случай использования корон особого вида нуждается в специальном обосновании и обязательном согласовании с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации на стадии проектирования.

48. Щитодержатели – дополнительные элементы герба, указывающие на особенный высокий статус муниципального образования, связанный не только с определенными в законодательном порядке вопросами административной организации, но и с историческим, культурным, экономическим значением муниципалитета и его места в системе человеческих представлений о мире. Щитодержатели представляют собой изображения людей, ангелов, святых, человекоподобных существ, животных (реальных и фантастических млекопитающих, птиц, рыб, рептилий, земноводных) и чудовищ, стоящих по сторонам от гербового щита и поддерживающих его. Одновременно со щитодержателями в состав герба вводится «подножие» – условная поверхность, на которой стоят щитодержатели (подножие необязательно, если в качестве щитодержателей использованы птицы или иные крылатые (летающие) существа). Подножие обыкновенно изображается в виде зеленой земли или условной орнаментальной «подставки», но в отдельных случаях может иметь и более сложную форму.

В Российской Федерации использование щитодержателей в гербах муниципальных образований допускается только для:
1) муниципальных образований – центров (столиц) субъектов Российской Федерации;
2) муниципальных образований, имеющих право на исторический (законодательно утвержденный или употребляемый более 100 лет) герб, в составе которого имеются щитодержатели (или один щитодержатель);
3) городов-героев;
4) в особых случаях – муниципальных образований, имеющих островное расположение (занимающие всю территорию одного или нескольких островов), и традиции особого режима управления ввиду особой важности объектов, расположенных на их территории;
5) муниципальных образований, являющихся преемниками упраздненных субъектов Российской Федерации.

Муниципальное образование, чей герб со щитодержателями внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации, сохраняет право на них независимо от перемен своего статуса.

В случае слияния муниципальных образований, одно из которых имело право на щитодержателей, это право переходит к объединенному муниципальному образованию. В случае разделения муниципального образования, которое имело право на щитодержателей, на два или несколько муниципальных образований, вопрос о праве на щитодержателей рассматривается Геральдическим советом в индивидуальном порядке.

Внесение в герб щитодержателей требует особого конкретного обоснования и обязательного согласования с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации на стадии проектирования.

49. Знаки наград – дополнительные элементы герба, возможные к использованию в гербах тех муниципальных образований, предшественники которых были награждены правительственными наградами (орденами и медалями) в советское время. Возможны два варианта отражения наград в гербе:

1) посредством помещения лент соответствующих наград, изображаемых свободно вьющимися по сторонам и внизу геральдического щита (при этом, если муниципальное образование имеет две или более одинаковых наград, то должно быть изображено соответствующее количество лент этих наград);

2) посредством помещения знаков соответствующих наград, свисающих на соответствующих лентах из-за нижнего края щита; при этом награды должны располагаться согласно их старшинству:
- при нечетном числе наград: в центре – высшая награда, геральдически справа[19] от нее – вторая по старшинству, геральдически слева – третья по старшинству; геральдически справа от второй – четвертая, геральдически слева от третьей – пятая и т.д.;
- при четном числе наград: геральдически правее центра – высшая награда, геральдически слева от нее – вторая по старшинству, геральдически слева – третья по старшенству, геральдически слева от второй – четвертая, геральдически справа от третьей – пятая и т.д.
__________
[19] - Т.е. слева для наблюдателя, стоящего лицом к щиту.

Исключение может быть сделано для медали «Золотая Звезда» города-героя, которая может быть размещена как внизу щита (вместе с другими наградами), так и в виде золотой пятиконечной звезды, расположенной позади щита так, что лучи звезды выходят по сторонам из-за краев щита.

Никакие иные награды, кроме государственных (правительственных) наград Российской Федерации и СССР в гербах муниципальных образований не могут отражаться никаким образом.

50. Обозначение региональной принадлежности в гербах муниципальных образований допускается посредством помещения вольных частей с изображением герба (композиции гербового щита) того субъекта Российской Федерации, в состав которого входит соответствующее муниципальное образование. В отдельных случаях в вольной части могут помещаться не все, а только основные фигуры из композиции гербового щита субъекта Российской Федерации.

Использование вольных частей допустимо только в тех субъектах Российской Федерации, региональное законодательство о гербах которых разрешает использовать герб субъекта Российской Федерации в качестве вольных частей. Если региональный закон о гербе субъекта Российской Федерации не предусматривает разрешения на использование герба субъекта Российской Федерации в качестве вольной части, то муниципальные образования данного субъекта не могут пользоваться вольной частью с соответствующим гербом.

Если в гербе наличествует несколько дополнительных элементов, то, учитывая необязательность использования дополнительных элементов, возникает несколько вариаций возможного использования герба: со всеми дополнительными элементами, с частью дополнительных элементов или без дополнительных элементов. Все перечисленные версии использования являются равноценными, равнозначными и равно допустимыми для официального использования во всех случаях. Для пояснения всех существующих возможностей использования различных сочетаний дополнительных элементов приводится нижеследующая таблица.

Структура герба (схема):

1 - собственно герб (в гербовом щите);

2 - вольная часть;

3 - корона;

4 - знаки наград (здесь – орденская лента);

5 - щитодержатели [на подножии].


IX. ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРБОВ

51. Обращаясь к историческому гербу прежде всего необходимо помнить, что подавляющее большинство российских старинных гербов в течении своего исторического пути пережило несколько трансформаций. Знаковое ядро таких гербов – то есть собственно герб, композиция в его щите непосредственно принадлежащая обладателю – чаще всего оставалось неизменным или испытывало относительно незначительные изменения. Однако дополнительные элементы герба: обрамления (средства демонстрации административного статуса) и средства демонстрации региональной принадлежности неоднократно изменялись (причиной тому служили как изменения в административном статусе и региональной принадлежности обладателей гербов, так и проводившиеся в общероссийском масштабе реформы средств демонстрации административного статуса и региональной принадлежности). Первостепенной задачей при возобновлении в использовании старинного герба является выделение из различных форм, в которых существовал данный герб, знакового ядра, основной, собственно принадлежащей муниципалитету композиции. При этом необходимо «очистить» герб от дополнительных элементов, неуместных в современных условиях, не отвечающих современному административному статусу и региональной принадлежности владельца.

52. История гербов в России начинается с начала XVIII в. – в царствование Императора Петра Великого (некоторым древнейшим русским гербам послужили основой эмблематические знаки, употреблявшиеся и значительно ранее; ряд гербов был пожалован современным российским городам иностранными государями прежде XVIII в., но число таких гербов крайне невелико). С начала ХVШ века гербы различных земель, входящих в состав России, часто дополнялись коронами, венцами и шапками, соответствовавшими историческому статусу территории[20].
__________
[20] - Так, в гербе астраханского региона помещался особого вида царский венец, в гербе тверской земли - великокняжеская шапка и т.д.

В 1730 году был утвержден обширный сборник территориальных и городских гербов, в котором все эти короны были систематизированы и окончательно приобрели особенности, специфичные для российской геральдики; кроме того, были введены и короны для земель, не бывших в прошлом княжествами.

В 1778 году в качестве официального принципа было провозглашено помещение основного знакового элемента земельного герба (части герба) в гербы городов (тогда же было предусмотрено исключение для наиболее значительных городов, имеющих старинные символы). Позднее стала действовать упрощенная общая схема: гербовый щит, как правило, делился по горизонтали (пересекался), и в нем располагалась составная композиция: вверху помещался герб региона (наместничества, губернии и т.п.), а внизу - собственный герб города. С этого же времени за редкими исключениями перестали употребляться обрамления гербов.

Такая схема, во многих отношениях неудовлетворительная (хотя бы потому, что собственная символика города оказывалась «подавлена» региональным гербом), вызывала справедливую критику и была реформирована указом 1857 года. По этому указу верхние «губернские» части составных гербов упразднялись, а собственные гербы городов распространялись на весь щит. Для обозначения принадлежности города к губернии в герб вводилась вольная часть – прямоугольник, близкий к квадрату, примыкающий к верхнему углу щита. В этой вольной части воспроизводился герб (композиция гербового щита) губернии. При переходе города из одной губернии в другую вольная часть автоматически заменялась. Повсеместное соблюдение Указа не было обеспечено. В большинстве случаев (например, в знаменитом справочнике П. П. фон Винклера[21]) по старинке воспроизводилась дореформенная версия герба. Но с правовой точки зрения реформа была проведена, а «пересеченные» гербы отменены.
__________
[21] - Винклер, фон П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное Собрание Законов с 1649 по 1900 год. – СПб.: Издание книгопродавца Ив. Ив. Иванова, 1900. (Репринтное переиздание: М.: «Планета», 1990.)

Этим же указом была введена и система обрамлений гербов, отвечавшая организации административно-территориального управления того времени. В гербах губерний не нашлось места собственным территориальным коронам; их заменила императорская корона, означавшая, что все губернские властные институты имеют основание лишь в верховной, центральной власти. Аналогичное значение придавалось специально сочиненной «древней царской короне» в гербах областей, градоначальств и уездов (корона для округов не была утверждена; но на практике употреблялись атрибуты, аналогичные уездным). Для городов, в зависимости от их административной организации, вводилось несколько видов башенных и иных корон. Помимо корон, в составе обрамлений гербов знаками, отражавшими административный статус, а также (в ряде случаев) хозяйственные и исторические особенности городов и территорий, служили различные венки, ленты, колосья, инструменты, знамена, якоря, скипетры.

С отменой губернско-уездного деления и введением новой административно-территориальной системы в 1920-х годах все короны, и прочие элементы обрамлений, а также вольные части с региональной символикой, установленные указом 1857 года, лишились правового основания и самого смысла[22].
__________
[22] - Исключение составило лишь небольшое количество корон и шапок, установленных не по административному, а по историческому принципу - для древних центров страны (шапка Мономаха для бывших столиц великих княжеств, соответствующие венцы - для центров царств и т.п.).

Употребление дореволюционных обрамлений и средств обозначения региональной принадлежности (верхних «губернских» половин и вольных частей) в современных условиях, таким образом, является совершенно невозможным.

53. Очерченные в предыдущем абзаце основные вехи исторического пути российских гербов рисуют проблему лишь в самых общих чертах. Один и тот же герб мог в разные периоды своего существования употребляться в виде щита, щита с короной, щита с верхней губернской половиной, щита с вольной частью и обрамлением. Положение усложняется и традиционной российской «неразворотливостью» в исполнении требований законодательства: ряд гербов долгое время употреблялся в формах, несоответствующих действующим законам о гербах, а также спецификой геральдического законодательства, нередко предусматривавшего многочисленные исключения и частные случаи для древних и старинных гербов, гербов с особыми обстоятельствами пожалования и т.д. Помимо того, существует множество частных обстоятельств в истории развития и практического использования многих гербов, которые сегодня при восстановлении старинного герба в употреблении также необходимо учитывать.

54. В связи с вышесказанным, принятию решения о восстановлении в употреблении исторического герба всегда должна предшествовать основательная проработка истории данного герба, цель которой – выявить и изучить все формы, в которых существовал герб в исторической ретроспективе. На основании полученных сведений необходимо определить «знаковое ядро» герба (то есть собственно герб, композицию, неразрывно связанную с владельцем) и удалить неуместные в современных условиях элементы обрамления и демонстрации региональной принадлежности (вовсе отказавшись от их использования, или заменив их элементами, отвечающими требованиям настоящего времени).

55. Проработка истории герба требует внимания, терпения и профессиональной подготовки. Она осложняется относительной бедностью литературы по российской геральдике и узкой распространенностью имеющихся изданий[23]. Поэтому, материалы по восстановлению в употреблении исторических гербов должны обязательно представляться на экспертизу в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации на стадии подготовки.
__________
[23] - Исключение составило лишь небольшое количество корон и шапок, установленных не по административному, а по историческому принципу - для древних центров страны (шапка Мономаха для бывших столиц великих княжеств, соответствующие венцы - для центров царств и т.п.). Наиболее известны и чаще всего являются пособием для восстановления старинных гербов две работы: П.П. фон Винклер. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное собрание законов с 1649 по 1900 год. СПб., 1900 (репринтное переиздание – М., 1990) и созданная на основе предыдущей Н.Н. Сперансов, Земельные гербы России, XII-XIX вв. М., 1974. При многочисленных достоинствах, обе работы имеют и крупный недостаток: в подавляющем большинстве случаев для каждого герба в них приведена только одна из многочисленных исторических форм его существования.

Х. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ГЕРБОВ

56. Разработке нового герба должно предшествовать принятие принципиального решения о концепции, на основе которой будет разработан герб. Основных концептуальных решений может быть три:
- создать герб путем модификации старинного герба (для тех муниципальных образований, которые имеют на это право);
- создать герб по «гласному» принципу, поместив в нем фигуры, отвечающие названию владельца;
- создать герб посредством выражения в нем уникальных и характерных особенностей владельца.

57. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в "краткий путеводитель" и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.

58. Один из классических способов создания герба - принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох - в гербе г. Гороховца, ворон - в гербе г. Грайоворона, козел - в гербе г. Козлов, старая женщина - в гербе г. Старицы и т.д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, например, город Великие Луки получил свое название из-за речных излучин, а в его гербе помещены три лука. Гласный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т.п.

59. Нет необходимости ограничиваться узким кругом «самых геральдических» знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур - как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т.п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т.д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества.

В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб. Об этих ограничениях см. в главе VII настоящего раздела.

60. Создание герба посредством модификации старинного герба может вестись разнообразными путями, например: изменением расцветки полей и фигур герба; изменением разворота фигур в гербе; добавлением в старинный герб новых фигур и участков поля; увеличением (уменьшением) количества повторяющихся фигур в гербе и т.д. Существуют специальные фигуры, употребляемые в гербах, являющихся «производными»; это так называемый турнирный воротник (именуемый в старых описаниях титлом), кайма, перевязь (особенно узкая). Новый герб может быть образован добавлением такой фигуры (бризуры) к старому гербу.

61. Если при создании герба невозможно ни опереться на историческое основание, ни использовать гласный принцип, то необходимо провести краеведческое изыскание, в ходе которого определить те наиболее характерные, исконно присущие, либо иначе персонифицирующие муниципальное образование черты, которые следует отразить в гербе, и только затем приступать к выражению их геральдическими средствами.

»» ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ... »»

[ Обсудить в форуме »» ]

 


Веб-сайт sovet.geraldika.ru является частью веб-сайта Геральдика.ру и не является официальным веб-сайтом
Геральдического совета при Президенте РФ. Вся информация, приводимая на sovet.geraldika.ru, является справочной.
По всем вопросам, связанным с проектом Геральдика.ру, пишите, пожалуйста, в Форуме или по адресу support@geraldika.ru
Яндекс цитирования Геральдики.ру
SSL
© 1999-2021 Сетевое издание «Геральдика.ру»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-75142, выдано Роскомнадзором 22.02.2019 г.
При перепечатке материалов ссылка на Геральдику.ру обязательна.
Наша кнопка:
Геральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомствГеральдика.ру - гербы и флаги регионов, городов, ведомств
Поставь ссылку на Геральдику.ру!