28.06.2006 // Геральдический совет при Президенте РФ Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований утверждены Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28 июня 2006 года.
РАЗДЕЛ 2.
Рекомендации по составлению и использованию гербов муниципальных образований (продолжение)
»» VIII. Средства обозначения административного статуса и региональной принадлежности
»» IX. Вопросы использования исторических гербов
»» X. Основные вопросы разработки новых гербов
VIII. СРЕДСТВА ОБОЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО СТАТУСА
И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
40. Главной частью герба, частью неизменно принадлежащей владельцу и остающейся с владельцем вне зависимости, от перемен в его судьбе, является гербовый щит с помещенной на нем композицией. В составе герба могут также иметься дополнительные элементы – обрамление и вольная часть.
Обрамлением называются фигуры, помещаемые вокруг гербового щита.
Вольной частью называется прямоугольник, площадью несколько менее четверти от площади щита, несущий изображение иного герба и помещаемый, как правило, в верхнем геральдически правом[15] (в отдельных случаях – геральдически левом[16]) углу щита.
__________
[15] - Т.е. левом для наблюдателя, стоящего лицом к щиту.
[16] - Т.е. правом для наблюдателя, стоящего лицом к щиту.
В исключительных случаях, диктуемых композицией герба, вольная часть может примыкать к сторонам щита в иных местах
41. Дополнительные элементы не могут вноситься в состав герба произвольно, они не являются декоративным украшением герба. Дополнительные элементы в гербах муниципальных образований служат для обозначения административного статуса и региональной принадлежности гербов и могут вноситься в гербы только в соответствии со статусом и принадлежностью муниципального образования на основании единой системы знаков статусных и региональных различий, принятой в Российской Федерации.
42. Административный статус и региональная принадлежность не являются неизменными обстоятельствами. При определенных условиях, административный статус муниципального образования или его принадлежность к субъекту федерации могут измениться.
В этой связи и знаки обозначения статуса и принадлежности – обрамление и вольные части – не являются неизменными, навечно принадлежащими к гербу. Если изменится статус и принадлежность муниципального образования, то необходимо изменить соответствующим образом и дополнительные элементы герба этого муниципального образования.
43. Поскольку дополнительные элементы могут изменяться, постольку они необязательны в гербах муниципальных образований.
Эта необязательность двояка. С одной стороны, герб муниципального образования может вовсе не иметь никаких дополнительных элементов. И он будет полноценным и правильным гербом.
С другой стороны, при наличии практической потребности в состав герба муниципального образования правовым актом представительского органа муниципального образования могут быть введены соответствующие дополнительные элементы. Однако, в таком гербе дополнительные элементы необязательны к использованию: такой герб может в равной мере использоваться как с дополнительными элементами, так и без них – в виде одного только щита. В любом случае изображение герба является правильным, полноценным и уместным для выполнения всех присущих гербу официальных функций[17].
__________
[17] - Здесь можно провести очередную аналогию с наименованиями муниципалитетов. Каждое муниципальное образование имеет имя собственное, образованное от названия географического пункта. Это имя неизбывно принадлежит муниципальному образованию и остается с ним всегда, вне зависимости от изменений, происходящих с муниципальным образованием. К этому имени собственному в официальном полном наименовании муниципального образования прибавляется словосочетание, указывающее на административный статус муниципалитета. Это определение может изменяться с течением времени. Для того, чтобы обозначить муниципалитет, вполне достаточно произнести его имя собственное – его географическое название. Полное же официальное название муниципалитета имеет узкую сферу употребления, главным образом – в официальных и юридических документах. (Например, в названии муниципального образования «городской округ «Нижневартовск», слово «Нижневартовск» – имя собственное, оно остается с муниципалитетом всегда. Словосочетание «городской округ» – определение современного административного статуса муниципалитета. Оно может изменяться со временем (до недавнего времени муниципалитет назывался «город окружного значения Нижневартовск», перед тем просто «город Нижневартовск») и оно необязательно к употреблению – в разговорной и письменной речи нам достаточно использовать неизбывное слово «Нижневартовск», чтобы исчерпывающе ясно обозначить муниципалитет.) В гербах щит – это имя собственное, название муниципалитета, щит остается с владельцем всегда и достаточно использовать один только щит, чтобы четко и ясно владельца обозначить. Обрамление же – определение административного статуса, оно может меняться, оно необязательно для использования и его наличие бывает оправдано лишь в редких случаях особо официального применений герба.
Не рекомендуется устанавливать правовыми актами положения, обязывающие во всех (или в большинстве) случаев использовать герб с дополнительными элементами.
44. Дополнительными элементами, указывающими на административный статус муниципального образования, являются элементы обрамления, включающие в себя короны, щитодержателей и знаки наград.
45. Короны[18] являются главным элементом демонстрации административного статуса. Короны представляют собой символические изображения установленной формы и цвета, соответствующие или близкие по виду к реально существовавшим коронам (головным уборам, являвшимся знаками суверенных правителей), или условные изображения, подобные коронам по конструкции и внешним признакам.
__________
[18] - Следует помнить, что короны в гербах никогда не являлись и не являются символами монархического правления. Геральдическая корона – это знак определенного достоинства и прав самостоятельности. В этой связи короны с древнейших времен употребляются в гербах республик, городов, корпораций никак не связанных с монархией и монархами.
В композиции герба корона изображается над гербовым щитом: либо приподнятой над верхним краем щита (не соприкасающейся с краем щита, но находящейся очень близко к нему), либо непосредственно соприкасающейся с верхним краем щита (надетой на щит).
46. Соответственно системе муниципальной организации России Геральдическим советом разработана система корон, в которой для каждого типа муниципальных образований предусмотрена корона определенного вида.
Тип муниципального образования |
Рисунок короны |
Описание короны |
Городской округ |
|
Золотая башенная корона о пяти зубцах. |
Городской округ – столица (административный центр) субъекта Российской Федерации |
|
Золотая башенная корона о пяти зубцах, имеющая на обруче золотой лавровый венок (для столиц республик вместо лаврового венка может помещаться полоса национального орнамента). |
Городской округ с внутригородским районным делением |
|
Золотая башенная корона о пяти зубцах с полукруглыми арками в основании каждого зубца.
|
Муниципальный район |
|
Золотая земельная корона о пяти зубцах.
|
Муниципальный округ |
|
Золотая земельная корона о пяти чередующихся зубцах: трех острых и двух листовидных |
Внутригородской район |
|
Золотая башенная корона о трёх ступенчатых зубцах |
Городское поселение |
|
Золотая башенная корона о трех зубцах. |
Городское поселение – административный центр муниципального района |
|
Золотая башенная корона о трех зубцах, имеющая золотой обруч. |
Сельское поселение |
|
Золотая территориальная корона о трех зубцах. |
Сельское поселение – административный центр муниципального района |
|
Золотая территориальная корона о трех зубцах, имеющая золотой обруч. |
Внутригородская территория города федерального значения |
|
Золотая башенная корона без зубцов. |
Для муниципальных образований, обладающих особыми статусными дефинициями и почётными званиями, применяются те короны, которые соответствуют их муниципальному статусу, но со следующими особенностями:
- муниципальные образования, имеющие статус закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) – зубцы башенных корон вверху прорезаются прямоугольными бойницами (рис. см. ниже);
- муниципальные образования, имеющие статус «наукоград» - зубцы башенных корон вверху выщербляются «в ласточкин хвост» (рис. см. ниже);
- муниципальные образования, удостоенные почётного звания «Город воинской славы» - под короной располагаются два обнажённых скрещенных меча с серебряными клинками и золотыми рукоятями (рис. см. ниже);
- муниципальные образования, удостоенные почётного звания «Город трудовой доблести» - под короной располагаются два скрещенных золотых молота (рис. см. ниже).
__________
[181] – Скрещенные мечи или молоты – т.е. знаки «Города воинской славы» и «Города воинской славы» – могут также использоваться и как самостоятельные венцы – то есть без накрывающей их короны.
Статус |
Рисунок короны |
Примечания |
Городской округ – Закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО) |
|
Городское поселение – ЗАТО пользуется аналогичной короной, но с тремя зубцами. |
Городской округ - Наукоград |
|
Городское поселение – Наукоград пользуется аналогичной короной, но с тремя зубцами. |
Городское поселение (районный центр) – Город воинской славы |
|
Городской округ – Город воинской славы пользуется аналогичной короной, но с пятью зубцами и без обруча.
Городское поселение – Город воинской славы, не являющееся райцентром, пользуется такой же короной, но без обруча. |
Городской округ (столица субъекта Российской Федерации) – Город трудовой доблести |
|
Городской округ – Город трудовой доблести, не являющийся столицей субъекта РФ, пользуется аналогичной короной, но без лаврового венка.
Городское поселение – Город трудовой доблести пользуется аналогичной короной, но с тремью зубцами и без лаврового венка.
Городское поселение (районный центр) – Город трудовой доблести пользуется такой же короной, без лаврового венка, но с обручем.
|
__________
Примечание: Статусные короны для для муниципальных образований, обладающих особыми статусными дефинициями и почётными званиями, а также для новых типов муниципальных образований (введенных федеральным законом в 2019 г.), введены Протоколами Заседаний Геральдического совета при Президенте РФ № 56 от 25.09.2010 г., № 97 от 17 июня 2020 года, № 100-кт от 29 января 2021 г. и др.
47. В редких случаях для муниципальных образований городского типа, имеющих особое историко-культурное значение, допускается использование корон особого вида, призванных указывать на особый административный статус, имевшийся в ушедшие времена.
Так, муниципальные образования городов Казани, Астрахани, а также городов, бывших великокняжескими столицами в пору древней Руси (например: Владимир, Рязань, Тверь), могут венчать свои гербы царскими шапками: Казанской, Астраханской или Мономаховой соответственно (см. рисунки 12-14) на основании права, предоставленного этим городам императорским Указом 1857 года. Город или сельское поселение, бывшее в свое время столицей государства, удельного или иного княжества, может дополнять свою корону обручем с самоцветами (см. рисунок 15). Города имевшие в Российской Империи статус регионального центра, но лишившиеся ныне столичного статуса (например, Новороссийск, Тобольск) могут использовать башенную корону соответствующего их современному муниципальному положению вида, но с червленой (красной) муровкой швов.
Каждый случай использования корон особого вида нуждается в специальном обосновании и обязательном согласовании с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации на стадии проектирования.
48. Щитодержатели – дополнительные элементы герба, указывающие на особенный высокий статус муниципального образования, связанный не только с определенными в законодательном порядке вопросами административной организации, но и с историческим, культурным, экономическим значением муниципалитета и его места в системе человеческих представлений о мире. Щитодержатели представляют собой изображения людей, ангелов, святых, человекоподобных существ, животных (реальных и фантастических млекопитающих, птиц, рыб, рептилий, земноводных) и чудовищ, стоящих по сторонам от гербового щита и поддерживающих его. Одновременно со щитодержателями в состав герба вводится «подножие» – условная поверхность, на которой стоят щитодержатели (подножие необязательно, если в качестве щитодержателей использованы птицы или иные крылатые (летающие) существа). Подножие обыкновенно изображается в виде зеленой земли или условной орнаментальной «подставки», но в отдельных случаях может иметь и более сложную форму.
В Российской Федерации использование щитодержателей в гербах муниципальных образований допускается только для:
1) муниципальных образований – центров (столиц) субъектов Российской Федерации;
2) муниципальных образований, имеющих право на исторический (законодательно утвержденный или употребляемый более 100 лет) герб, в составе которого имеются щитодержатели (или один щитодержатель);
3) городов-героев;
4) в особых случаях – муниципальных образований, имеющих островное расположение (занимающие всю территорию одного или нескольких островов), и традиции особого режима управления ввиду особой важности объектов, расположенных на их территории;
5) муниципальных образований, являющихся преемниками упраздненных субъектов Российской Федерации.
Муниципальное образование, чей герб со щитодержателями внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации, сохраняет право на них независимо от перемен своего статуса.
В случае слияния муниципальных образований, одно из которых имело право на щитодержателей, это право переходит к объединенному муниципальному образованию. В случае разделения муниципального образования, которое имело право на щитодержателей, на два или несколько муниципальных образований, вопрос о праве на щитодержателей рассматривается Геральдическим советом в индивидуальном порядке.
Внесение в герб щитодержателей требует особого конкретного обоснования и обязательного согласования с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации на стадии проектирования.
49. Знаки наград – дополнительные элементы герба, возможные к использованию в гербах тех муниципальных образований, предшественники которых были награждены правительственными наградами (орденами и медалями) в советское время. Возможны два варианта отражения наград в гербе:
1) посредством помещения лент соответствующих наград, изображаемых свободно вьющимися по сторонам и внизу геральдического щита (при этом, если муниципальное образование имеет две или более одинаковых наград, то должно быть изображено соответствующее количество лент этих наград);
2) посредством помещения знаков соответствующих наград, свисающих на соответствующих лентах из-за нижнего края щита; при этом награды должны располагаться согласно их старшинству:
- при нечетном числе наград: в центре – высшая награда, геральдически справа[19] от нее – вторая по старшинству, геральдически слева – третья по старшинству; геральдически справа от второй – четвертая, геральдически слева от третьей – пятая и т.д.;
- при четном числе наград: геральдически правее центра – высшая награда, геральдически слева от нее – вторая по старшинству, геральдически слева – третья по старшенству, геральдически слева от второй – четвертая, геральдически справа от третьей – пятая и т.д.
__________
[19] - Т.е. слева для наблюдателя, стоящего лицом к щиту.
Исключение может быть сделано для медали «Золотая Звезда» города-героя, которая может быть размещена как внизу щита (вместе с другими наградами), так и в виде золотой пятиконечной звезды, расположенной позади щита так, что лучи звезды выходят по сторонам из-за краев щита.
Никакие иные награды, кроме государственных (правительственных) наград Российской Федерации и СССР в гербах муниципальных образований не могут отражаться никаким образом.
50. Обозначение региональной принадлежности в гербах муниципальных образований допускается посредством помещения вольных частей с изображением герба (композиции гербового щита) того субъекта Российской Федерации, в состав которого входит соответствующее муниципальное образование. В отдельных случаях в вольной части могут помещаться не все, а только основные фигуры из композиции гербового щита субъекта Российской Федерации.
Использование вольных частей допустимо только в тех субъектах Российской Федерации, региональное законодательство о гербах которых разрешает использовать герб субъекта Российской Федерации в качестве вольных частей. Если региональный закон о гербе субъекта Российской Федерации не предусматривает разрешения на использование герба субъекта Российской Федерации в качестве вольной части, то муниципальные образования данного субъекта не могут пользоваться вольной частью с соответствующим гербом.
Если в гербе наличествует несколько дополнительных элементов, то, учитывая необязательность использования дополнительных элементов, возникает несколько вариаций возможного использования герба: со всеми дополнительными элементами, с частью дополнительных элементов или без дополнительных элементов. Все перечисленные версии использования являются равноценными, равнозначными и равно допустимыми для официального использования во всех случаях. Для пояснения всех существующих возможностей использования различных сочетаний дополнительных элементов приводится нижеследующая таблица.
Структура герба (схема):
1 - собственно герб (в гербовом щите);
2 - вольная часть;
3 - корона;
4 - знаки наград (здесь – орденская лента);
5 - щитодержатели [на подножии].
IX. ВОПРОСЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ГЕРБОВ
51. Обращаясь к историческому гербу прежде всего необходимо помнить, что подавляющее большинство российских старинных гербов в течении своего исторического пути пережило несколько трансформаций. Знаковое ядро таких гербов – то есть собственно герб, композиция в его щите непосредственно принадлежащая обладателю – чаще всего оставалось неизменным или испытывало относительно незначительные изменения. Однако дополнительные элементы герба: обрамления (средства демонстрации административного статуса) и средства демонстрации региональной принадлежности неоднократно изменялись (причиной тому служили как изменения в административном статусе и региональной принадлежности обладателей гербов, так и проводившиеся в общероссийском масштабе реформы средств демонстрации административного статуса и региональной принадлежности). Первостепенной задачей при возобновлении в использовании старинного герба является выделение из различных форм, в которых существовал данный герб, знакового ядра, основной, собственно принадлежащей муниципалитету композиции. При этом необходимо «очистить» герб от дополнительных элементов, неуместных в современных условиях, не отвечающих современному административному статусу и региональной принадлежности владельца.
52. История гербов в России начинается с начала XVIII в. – в царствование Императора Петра Великого (некоторым древнейшим русским гербам послужили основой эмблематические знаки, употреблявшиеся и значительно ранее; ряд гербов был пожалован современным российским городам иностранными государями прежде XVIII в., но число таких гербов крайне невелико). С начала ХVШ века гербы различных земель, входящих в состав России, часто дополнялись коронами, венцами и шапками, соответствовавшими историческому статусу территории[20].
__________
[20] - Так, в гербе астраханского региона помещался особого вида царский венец, в гербе тверской земли - великокняжеская шапка и т.д.
В 1730 году был утвержден обширный сборник территориальных и городских гербов, в котором все эти короны были систематизированы и окончательно приобрели особенности, специфичные для российской геральдики; кроме того, были введены и короны для земель, не бывших в прошлом княжествами.
В 1778 году в качестве официального принципа было провозглашено помещение основного знакового элемента земельного герба (части герба) в гербы городов (тогда же было предусмотрено исключение для наиболее значительных городов, имеющих старинные символы). Позднее стала действовать упрощенная общая схема: гербовый щит, как правило, делился по горизонтали (пересекался), и в нем располагалась составная композиция: вверху помещался герб региона (наместничества, губернии и т.п.), а внизу - собственный герб города. С этого же времени за редкими исключениями перестали употребляться обрамления гербов.
Такая схема, во многих отношениях неудовлетворительная (хотя бы потому, что собственная символика города оказывалась «подавлена» региональным гербом), вызывала справедливую критику и была реформирована указом 1857 года. По этому указу верхние «губернские» части составных гербов упразднялись, а собственные гербы городов распространялись на весь щит. Для обозначения принадлежности города к губернии в герб вводилась вольная часть – прямоугольник, близкий к квадрату, примыкающий к верхнему углу щита. В этой вольной части воспроизводился герб (композиция гербового щита) губернии. При переходе города из одной губернии в другую вольная часть автоматически заменялась. Повсеместное соблюдение Указа не было обеспечено. В большинстве случаев (например, в знаменитом справочнике П. П. фон Винклера[21]) по старинке воспроизводилась дореформенная версия герба. Но с правовой точки зрения реформа была проведена, а «пересеченные» гербы отменены.
__________
[21] - Винклер, фон П.П. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное Собрание Законов с 1649 по 1900 год. – СПб.: Издание книгопродавца Ив. Ив. Иванова, 1900. (Репринтное переиздание: М.: «Планета», 1990.)
Этим же указом была введена и система обрамлений гербов, отвечавшая организации административно-территориального управления того времени. В гербах губерний не нашлось места собственным территориальным коронам; их заменила императорская корона, означавшая, что все губернские властные институты имеют основание лишь в верховной, центральной власти. Аналогичное значение придавалось специально сочиненной «древней царской короне» в гербах областей, градоначальств и уездов (корона для округов не была утверждена; но на практике употреблялись атрибуты, аналогичные уездным). Для городов, в зависимости от их административной организации, вводилось несколько видов башенных и иных корон. Помимо корон, в составе обрамлений гербов знаками, отражавшими административный статус, а также (в ряде случаев) хозяйственные и исторические особенности городов и территорий, служили различные венки, ленты, колосья, инструменты, знамена, якоря, скипетры.
С отменой губернско-уездного деления и введением новой административно-территориальной системы в 1920-х годах все короны, и прочие элементы обрамлений, а также вольные части с региональной символикой, установленные указом 1857 года, лишились правового основания и самого смысла[22].
__________
[22] - Исключение составило лишь небольшое количество корон и шапок, установленных не по административному, а по историческому принципу - для древних центров страны (шапка Мономаха для бывших столиц великих княжеств, соответствующие венцы - для центров царств и т.п.).
Употребление дореволюционных обрамлений и средств обозначения региональной принадлежности (верхних «губернских» половин и вольных частей) в современных условиях, таким образом, является совершенно невозможным.
53. Очерченные в предыдущем абзаце основные вехи исторического пути российских гербов рисуют проблему лишь в самых общих чертах. Один и тот же герб мог в разные периоды своего существования употребляться в виде щита, щита с короной, щита с верхней губернской половиной, щита с вольной частью и обрамлением. Положение усложняется и традиционной российской «неразворотливостью» в исполнении требований законодательства: ряд гербов долгое время употреблялся в формах, несоответствующих действующим законам о гербах, а также спецификой геральдического законодательства, нередко предусматривавшего многочисленные исключения и частные случаи для древних и старинных гербов, гербов с особыми обстоятельствами пожалования и т.д. Помимо того, существует множество частных обстоятельств в истории развития и практического использования многих гербов, которые сегодня при восстановлении старинного герба в употреблении также необходимо учитывать.
54. В связи с вышесказанным, принятию решения о восстановлении в употреблении исторического герба всегда должна предшествовать основательная проработка истории данного герба, цель которой – выявить и изучить все формы, в которых существовал герб в исторической ретроспективе. На основании полученных сведений необходимо определить «знаковое ядро» герба (то есть собственно герб, композицию, неразрывно связанную с владельцем) и удалить неуместные в современных условиях элементы обрамления и демонстрации региональной принадлежности (вовсе отказавшись от их использования, или заменив их элементами, отвечающими требованиям настоящего времени).
55. Проработка истории герба требует внимания, терпения и профессиональной подготовки. Она осложняется относительной бедностью литературы по российской геральдике и узкой распространенностью имеющихся изданий[23]. Поэтому, материалы по восстановлению в употреблении исторических гербов должны обязательно представляться на экспертизу в Геральдический совет при Президенте Российской Федерации на стадии подготовки.
__________
[23] - Наиболее известны и чаще всего являются пособием для восстановления старинных гербов две работы: П.П. фон Винклер. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное собрание законов с 1649 по 1900 год. СПб., 1900 (репринтное переиздание – М., 1990) и созданная на основе предыдущей: Н.Н. Сперансов, Земельные гербы России, XII-XIX вв. М., 1974. При многочисленных достоинствах, обе работы имеют и крупный недостаток: в подавляющем большинстве случаев для каждого герба в них приведена только одна из многочисленных исторических форм его существования.
Х. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ НОВЫХ ГЕРБОВ
56. Разработке нового герба должно предшествовать принятие принципиального решения о концепции, на основе которой будет разработан герб. Основных концептуальных решений может быть три:
- создать герб путем модификации старинного герба (для тех муниципальных образований, которые имеют на это право);
- создать герб по «гласному» принципу, поместив в нем фигуры, отвечающие названию владельца;
- создать герб посредством выражения в нем уникальных и характерных особенностей владельца.
57. Прекрасно, если герб отражает местную историю, топографию, достопримечательности или же стремления жителей города (района, области и т.д.). Но не стоит превращать герб в "краткий путеводитель" и пытаться отразить в нем все локальные особенности. Во-первых, отразить все особенности вряд ли удастся. Во-вторых, герб создается на века, а такие местные черты, как, например, структура производства, могут радикально измениться уже через несколько лет. В-третьих, есть риск создать перегруженную композицию, не поддающуюся прочтению.
58. Один из классических способов создания герба - принятие изображения, перекликающегося с названием, именем обладателя герба (орел в гербе г. Орла, горох - в гербе г. Гороховца, ворон - в гербе г. Грайоворона, козел - в гербе г. Козлов, старая женщина - в гербе г. Старицы и т.д.); такие гербы называются гласными. При этом изображение может и не отражать действительное происхождение названия, достаточно созвучия. Так, например, город Великие Луки получил свое название из-за речных излучин, а в его гербе помещены три лука. Гласный герб может отражать старое, впоследствии отмененное название города или местности; в нем могут быть обыграны различные диалектные или профессиональные термины и т.п.
59. Нет необходимости ограничиваться узким кругом «самых геральдических» знаков. Чиж, улитка или головастик в принципе не менее геральдичны, чем лев или орел; крапива или незабудка приемлемы наравне с розой, лавром или хлебным снопом. В геральдике существует, кроме того, обширная практика употребления фантастических фигур - как глубоко традиционных (грифон, феникс, кентавр, мантикора и т.п.), так и изобретаемых заново или переносимых в геральдику из фольклора, народного искусства и т.д. (гербы Иркутска и Иркутской области, Удмуртии, Коми и другие). Все это расширяет возможности герботворчества.
В то же время существуют ограничения, определяющие, какие фигуры не должны включаться в герб. Об этих ограничениях см. в главе VII настоящего раздела.
60. Создание герба посредством модификации старинного герба может вестись разнообразными путями, например: изменением расцветки полей и фигур герба; изменением разворота фигур в гербе; добавлением в старинный герб новых фигур и участков поля; увеличением (уменьшением) количества повторяющихся фигур в гербе и т.д. Существуют специальные фигуры, употребляемые в гербах, являющихся «производными»; это так называемый турнирный воротник (именуемый в старых описаниях титлом), кайма, перевязь (особенно узкая). Новый герб может быть образован добавлением такой фигуры (бризуры) к старому гербу.
61. Если при создании герба невозможно ни опереться на историческое основание, ни использовать гласный принцип, то необходимо провести краеведческое изыскание, в ходе которого определить те наиболее характерные, исконно присущие, либо иначе персонифицирующие муниципальное образование черты, которые следует отразить в гербе, и только затем приступать к выражению их геральдическими средствами.
»» ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ... »»
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Методические рекомендации по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, главы VIII-X) Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|